 |
|
Ми-35
Для поставок на экспорт ММЗ им.
М.Л.Миля на базе Ми-24Д был разработало
вертолёт Ми-25, отличающийся от базового составом вооружения. С началом
производства Ми-24В появился и его экспортный вариант - Ми-35.
Ми-25 (Ми-35) построен по классической одновинтовой схеме в пятилопастным
несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Конструкция цельнометаллическая.
Фюзеляж типа полумонокок. На фюзеляже установлено небольшое крыло с отрицательным
поперечным V (-12°). Консоли крыла двухлонжеронные, трапецевидные в плане.
Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Для защиты
рулевого винта установлена хвостовая опора. Силовая установка состоит из 2
ТВД ТВ3-117 (на Ми-35 ТВ3-117В), ВСУ АИ-9В. Воздухозаборники двигателей
оборудуются пылезащитными устройствами. Предусмотрена установка 2 дополнительных
металлических баков в фюзеляже и подвеска 2(4) ПТБ по 450 л под крылом.
Кабины членов экипажа раздкльные, размещены уступом. В грузовом отсеке
вдоль оси вертолёта установлены складные сиденья для отделения десантников.
Доступ в грузовой отсек осуществляется через двустворчатые двери по обоим
бортам. Нижние створки фиксируются в открытом положениии тягами и служат
трапами. Окна могут окрываться во внутрь для ведения десантниками огня из
табельного оружия.
Вертолёты Ми-25 и Ми-35 поставлялись в более чем 30 стран мира: Анголу,
Афганистан, Буркина-Фасо, Венесуэлу, Вьетнам, Зимбабве, Индию, Индонезию,
Ирак, Йемен, Кампучию, КНДР, Кубу, Ливию, Мексику, Мозамбик, Монголию, Никарагуа,
Папуа - Новую Гвинею, Перу, Сирию, Судан, Сьерра-Леоне, Уганду, Шри-Ланку,
Эфиопию, Югославию. После распада Югославии имеются на вооружении Сербии и
Хорватии. В 1990 году Никарагуа продала свои вертолёты Перу. В настоящее
время за пределами СНГ в эксплуатации находится около 600 вертолётов.
Вертолёты Ми-25 и Ми-25 принимали участие в боевых действиях во время
гражданской войны в Чаде (1980-1987), ирано-иракской войны (1980-1988),
пятой арабо-израильской войны в Ливане (1982), гражданской войны в Никарагуа
(1983-1990), гражданской войны в Анголе (с 1985 года), индо-пакистанского
конфликта (1987), гражданской войны в ЭФиопии (1988-1991), захвата Кувейта
(август 1990 года). Ливийские вертолёты участвовали в борьбе с сепаратистами
на юге Ливана, индийские - против ТОТИ в Шри-Ланке, вьетнамские и кампучийские
- против "красных кхмеров" в Кампучии (Камбодже), перуанские - против
повстанцев и наркомафии.
Ми-35 правительственных войск Эфиопии успешно применялись не только против
сухопутных, но и против морских целей (в Красном море был уничтожен ряд
катеров мятежников, нападавших на стоящие под разгрузкой суда). Зафиксированы
случаи воздушных боёв между вертолётами: иракскими Ми-25 и иранскими AH-1J
"Си Кобра" (первый такой бой (и первый в мире) произошёл в ноябре 1980 года
в районе города Дезфуль). 24 октября 1982 года у населённого пункта Эйн-Хош
иракский Ми-25 сбил иранский истребитель F-4 "Фантом II".
Модификации вертолёта
-
Ми-25 - экспортный вариант Ми-24Д. Поставлялся в Анголу, Афганистан, Болгарию,
Вьетнам, ГДР, Индию, Ирак, Кампучию, Ливию, Никарагуа, Перу, Польшу, Сирию,
Чехословакию.
-
Ми-25У - экспортный вариант Ми-24ДУ. Отличался Отличается полноценным двойным
управлением, отсутствием пулемёта.
-
Ми-35 - экспортный вариант Ми-24В. Поставлялся в Анголу, Афганистан, Болгарию,
Венгрию, Индию, Ирак, Польшу, Шри-Ланку, Чехословакию, Эфиопию.
-
Ми-35М1 - модернизированный. Отличается двигателями ТВ3-117ВМА, Х-образным
рулевым винтом, французской авионикой, укороченным крылом, топливными баками с
пенополиуретаном. Состав вооружения аналогичен Ми-24ВП. Разработан в 1995 году.
-
Ми-35М2 - высотный. Отличается двигателями ТВ3-117ВМА-СБЗ, составом
радиооборудования. В состав вооружения включена ракета "Игла-В", пушка ГШ-23В
с водяным охлаждением. Первый полёт 30 мая 2000 года.
-
Ми-35М3 - экспортный вариант Ми-24ВМ.
-
Ми-35МО - ночной. Отличается оптико-электронной системой ГОЭС-342. В 2000 году
переобрудовано 2 вертолёта.
-
Ми-35П - экспортный вариант Ми-24П. Поставлялся в Индию, Мексику.
-
Ми-35ПН - ночной вариант Ми-35П. В 2000 году переобрудовано 2 вертолёта.
-
"Mission-24" - модернизированный израильской фирмой IAI. Отличается составом БРЭО.
Лётно-технические характеристики
|
Ми-25 |
Ми-35 |
Двигатели |
ТВ3-117 |
ТВ3-117В |
Взлётная мощность, л.с. |
2х2200 |
2х2225 |
Диаметр несущего винта, м |
17,3 |
17,3 |
Габариты, м:
длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
размах крыла
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего винта
высота с вращающимся рулевым винтом |
21,35
17,506
6,66
1,7
4,39
5,47 |
21,35
17,506
6,66
1,7
4,39
5,47 |
Площадь крыла, м3 |
6,75 |
6,75 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина
высота |
2,825
1,46
1,2 |
2,825
1,46
1,2 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
8340
11200
11500 |
8500
11200
11500 |
Запас топлива, л |
2030 |
2030 |
Масса полезной нагрузки, кг:
нормальная
максимальная
на внешней подвеске |
1500
2400
2000 |
1500
2400
2000 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
320
270 |
320
264 |
Потолок, м:
статический
динамический |
1300
4500 |
2000
4600 |
Дальность полёта, км:
с боевой нагрузкой
перегоночная (с 2 ПТБ) |
595
1000 |
595
1000 |
Экипаж, чел. |
3 |
3 |
Литература
- Бутовски П.Б. Продолжение следует... // Авиация и Время. - 1996. - №3. - С. 16-17.
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: ООО "Попурри", 1999. - С. 354-357.
- Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 179-202.
- Никольский М. Израиль России показал вертолёт // Авиация и космонавтика. - 1999. - №9. - С. 1-4.
- Секач Н.А. Боевой вертолёт Ми-24. - М.: "Экспринт", 2001.
- Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 37-46.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|