|
|
Ми-18
Разработка десантно-транспортного вертолёта Ми-18 началась
в ОКБ им. М.Л.Миля и его казанском филиале в 1977
году. Армии нужен был вертолёт, способный брать на борт более 30 солдат.
Ми-8МТ обладал для этого необходимой грузоподъёмностью,
но разместить такое количество десантников не позволяли размеры кабины.
Тогда было решено увеличить длину фюзеляжа на 1 м (две вставки по 0,5 м
симметрично центра тяжести). В 1980 году на заводе №387 в Казани построено
2 опытных экземпляра (переделаны из серийных Ми-8МТ). Один из них предназначался
для исследования лётно-технических характеристик, другой - для испытаний
на электромагнитную совместимость оборудования.
Вертолёт Ми-18 одновинтовой схемы с пятилопастным трёхшарнирным несущим
и трёхлопастным рулевым винтами. Лопасти винтов выполнены из стеклопластика.
От Ми-8МТ вертолёт отличает увеличенная длина грузовой кабины. По бортам
появилось по одному дополнительному иллюминатору. Несколько изменён состав
оборудования. Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигателей
ТВ3-117МТ.
Увеличение длины фюзеляжа уменьшило продольную жёсткость и ухудшило
вибрационные характеристики. Кроме того, в начале 80-х годов появились
новые требования к размещению дополнительного спецоборудования в носу вертолёта,
при котором обеспечить необходимую центровку не удалось. В 1982 году конструкция
вертолёта была значительно переработана. Вместо двух полуметровых вставок
сделали одну метровую позади центра тяжести. С целью улучшения аэродинамики
изменены обводы задней части фюзеляжа, топливные баки убраны под пол грузовой
кабины, шасси сделано убирающимся (как на Ми-14).
Новые несущие кессон-баки были включены в силовую конструкцию фюзеляжа
(новинка в вертолётостроении), что увеличило жёсткость. Новая конструкция
фюзеляжа позволила перевозить более тяжёлые грузы. 28 апреля 1984 года
лётчики-испытатели Н.А.Жан и В.Т.Дворянкин впервые подняли переделанный
Ми-18 в небо.
На художественно-конструкторское решение внешних обводов Ми-18 получено
свидетельство на промышленный образец. В случае принятия вертолёта на вооружение
его конструкторы предполагали широко использовать технологическую оснастку
серийного производства, опыт эксплуатации и ремонта вертолёта Ми-8. Предусматривалась
и прямая переделка Ми-8 в Ми-18. При переходе лётного состава на новый
вертолёт переучивания практически не требовалось. Но с выводом советских
войск из Афганистана Министерство Обороны отказалось от дальнейшего финансирования
работ, решив обойтись имеющимся парком Ми-8. Министерство гражданской авиации
предпочло поддержать создание перспективного Ми-38.
Два опытных образца Ми-18 в настоящее время используются в качестве наглядных
пособий в учебных центрах ВВС (один из них в Торжке).
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ТВ3-117МТ |
Взлётная мощность, л.с. |
2х1900 |
Диаметр несущего винта, м |
21,29 |
Габариты, м:
длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего винта
высота с вращающимся рулевым винтом |
26,24
19,17
2,5
4,38
5,65 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина
высота |
6,34
2,34
1,8 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
7550
13000
15000 |
Максимальна коммерческая нагрузка, кг:
в фюзеляже
на внешней подвеске |
5000
5000 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
крейсерская |
275
245 |
Потолок, м:
статический с влиянием земли
динамический |
3200
5550 |
Практическая дальность полёта, км |
580 |
Экипаж, чел. |
3 |
Литература
- Михеев В.Р. Забытый Ми-18. // Авиация и Время. - 1995. - № 4. - С. 16-17.
- Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 127-128.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|