|
|
MD-520
Лёгкий многоцелевой вертолёт MD-530N разработан фирмой
"Макдоннел-Дуглас Геликоптер" в 1988 году. За основу конструкции взят
вертолёт MD-500. MD-530N стал первым в мире серийным вертолётом с системой
NOTAR. Вместо рулевого винта на концевой части хвостовой балки установлено
сопло, в которое подаётся воздух от вентилятора. Система NOTAR была испытана
в 1986 году на вертолёте OH-6A. Прототип MD-520N впервые поднялся в воздух
1 мая 1990 года. В январе 1991 года фирма получила первый заказ на поставку
160 вертолётов. Первый серийный вертолёт совершил первый полёт 28 июня
1991 года. Сертификат типа получен 13 сентября 1991 года.
MD-520N построен по одновинтоворй схеме без рулевого винта. Несущий
винт пятилопастный с бесшарнирным креплением лопастей. Хвостовая балка
цилиндрическая, выполнена из композиционных материалов на основе графита.
Внутри балки установлен вентилятор с приводом от двигателя. Воздух от
вентилятора подаётся в специальное поворотное сопло в концевой части
балки для компенсации реактивного момента (благодаря эффекту Коанда).
Сверху на хвостовой балке установлено горизонтальное оперение размахом
2 м с прямоугольными вертикальными шайбами на концах. Шасси неубирающееся
лыжное. Предусмотрена установка надувных баллонетов. Силовая установка
состоит из турбовального двигателя Аллисон (Роллс-Ройс) 250C20R. Воздухозаборник
двигателя размещён в обтекателе за валом несущего винта и закрыт сеткой.
Сопло находится в хвостовой части фюзеляжа. Запас топлива размещён в
топливном баке под полом кабины. Предусмотрена установка дополнительного
топливного бака. Кабина закрытая, пятиместная. Доступ в кабину осуществляется
через 4 боковые двери (по 2 с каждой стороны). Система управления механическая
без бустеров.
Серийное производство продолжается. Поставлял в 24 страны мира, в
том числе и в Россию.
Модификации вертолёта:
-
MD-520N - с двигателем Аллисон 250M20. Первый полёт в 1 мая 1990 года.
Изготовлено не менее 100 вертолётов
-
MD-520N "Дефендер" - военный вертолёт. Отличается составом оборудования.
Вооружение состоит из различных ПТУР и НАР. В полицейском варианте оснащён
громкоговорителями, сиреной и осветительной фарой.
-
MD-530F - опытный для демонстрации новых технических решений по программе
MD-600/630N. Проходил испытания в 1994 году.
-
MD-600N - серийный с увеличенной кабиной. Отличается двигателем Аллисон
250C47, 6-лопастным винтом, удлинённой хвостовой балкой. Первый полёт
28 марта 1995 года. Изготовлено не менее 42 вертолётов.
-
MD-630N - вариант MD-520N с увеличенной кабиной (опытный). Отличался
двигателем увеличенной до 650 э.л.с. мощности. Первый полёт 22 ноября
1994 года.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
250C20R |
Взлётная мощность, э.л.с. |
450 |
Диаметр несущего винта, м |
8,33 |
Габариты, м:
длина вертолёта с вращающимися винтом
длина фюзеляжа
ширина
высота до втулки несущего винта |
9,78
7,77
1,31
2,83 |
Масса, т:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
719
1519
1746 |
Запас топлива, л |
242 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг:
в кабине
на внешней подвеске |
800
1027 |
Количество пассажиров, чел. |
4 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
крейсерская |
281
235 |
Максимальная скороподъёмность у земли, м/с: |
9,7 |
Потолок, м:
статический без влияния земли
статический с влиянием земли
динамический |
2865
3900
6100 |
Практическая дальность полёта, км: |
383 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 108.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 105-109.
- Ружицкий Е.И. Зарубежные вертолёты. - М.: АСТ, "Астрель", 2002. - С. 230-237.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|