L-410
В середине 60-х годов ГосНИИ ГА СССР совместно с
ОКБ О.К.Антонова разработали тактико-технические
требования к пассажирскому самолёту для местных авиалиний. В соотвествии
с этими требованиями в 1966 году КБ чехословацкого предприятия "Лет" в
Куновицах во главе с Л.Смрчеком приступило к созданию самолёта L-410.
Эскизный проект был готов в 1967 году. К апрелю 1968 года была подготовлена
вся техническая документация. В том же году был изготовлен полномасштабный
макет и началось изготовление прототипа XL-410. Самолёт предполагалось
оснастить новым турбовинтовым двигателем M-601,
но его разработка затянулась, поэтому на прототипе было решено использовать
канадские Прэтт-Уитни PT6A-27. Прототип впервые поднялся в воздух 16
апреля 1969 года (лётчик-испытатель В.Вылк). В июне самолёт демонстрировался
на авиасалоне в Ле-Бурже (вместе со своим конкурентом Бе-30).
В 1970 году были изготовлены 3 самолёта нулевой серии. В конце 1971 года
первый серийный L-410A поступил в чехословацкую авиакомпанию "Слов Эйр".
L-410 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана.
Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения.
Крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси убирающееся, трёхопорное, с
носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТВД M-601 (на самолётах
первых серий устанавливались PT6A-27) с трёхлопастными воздушными винтами
V-508 (на ранних самолётах применялись винты фирмы "Хертцелл"). Начиная с
модификации L-410UVP-E устанавливались пятилопастные винты V-510 диаметром
2,3 м. Существовали различные варианты компоновки салона.
L-410 предназначен для перевозки пассажиров, почты и грузов на местных
воздушных линиях. Может использоватья в качестве санитарного, пожарного,
учебно-тренировочного, транспортно-десантного. Оборудование самолёта и
его лётно-технические характеристики позволяют эксплуатировать его в
широком диапазоне климатических, географических и метеорологических условий,
как на искусственных, так и на грунтовых ВПП. Для наземной подготовки
экипажей разработан тренажёр TL-410.
Серийное производство L-410 продолжалось до середины 1991 года. Всего
изготовлено 1104 самолёта всех модификаций. Применялся как в гражданской
авиации, так и ВВС ЧССР. Поставлялся на экспорт в Болгарию, Венгрию, ГДР,
Ливию, Польшу. Дальнейшим развитием L-410 стал самолёт L-610.
Первые 5 L-410A поступили в СССР в 1973 году. На протяжении 1973-1974
годов они прощли испытания в ГосНИИ ГА. В 1974 году поступила вторая партия
из 5 самолётов. Они прошли испытания в Якутии и Узбекистане. В начале 1975
года все самолёты были переданы для опытной эксплуатации в Якутское УГА.
На следующий год в СССР был сертифицирон L-410UVP, после чего начались его
массовые поставки. Всего в СССР поступило 862 самолёта всех модификаций.
Ещё 44 самолёта, построенные в 1992 году для Аэрофлота, остались невостребованными
у Чехословакии. Самолёты L-410 применялись не только для перевозок на местных
авиалиниях, но и для подготовки пилотов Гражданской авиации (в Сасовском
училище). Со второй половины 80-х годов L-410 в качестве учебного стал
использоваться и в Балашовском ВВАУЛ (478 и 666 уап), готовившем пилотов ВТА.
К 1992 году в СССР в строю оставалось 750 самолётов L-410. После распада
СССР они достались России, Украине (100 самолётов) и Казахстану. Часть
самолётов была продана в третьи страны (в частности в Молдавию и Прибалтику).
В России капитальный ремонт L-410 освоен на 123 АРЗ в Старой Руссе.
Модификации самолёта:
-
XL-410 - первый прототип. Первый полёт 16 апреля 1969 года.
-
L-410 - предсерийный. Отличался двигателями PT6A-27 мощностью 715 э.л.с. В
1970 году изготовлено 3 самолёта.
-
L-410A - первый серийный вариант. Отличался двигателями PT6A-27. В 1971-1973
годах изготовлено 14 самолётов. Из них 5 поставлены в СССР.
-
L-410AB - с четырёхлопастными винтами. В 1971 и 1975 годах изготовлено по
одному самолёту.
-
L-410AF - фоторазведчик на базе L-410A. Отличался застеклённым носом, фотокамерами.
-
L-410AG - четвёртый прототип. Первый полёт 14 апреля 1970 года. Использовался
для сертификационных испытаний.
-
L-410AS - грузопассажирский.
-
L-410FG - фоторазведчик. В 1985 году для ВВС ЧССР изготовлено 6 самолётов.
-
L-410M - с двигателями M-610A мощностью 700 э.л.с. Разработан в 1973 году. В
1974-1978 годах изготовлено 22 самолёта. Из них 12 поставлены в СССР.
-
L-410MA - с двигателями M-610B мощностью 760 э.л.с. Отличался винтами V-508B.
Изготовлен в 1973 году.
-
L-410MU - с автоматом коррекции крена и курса. В 1975-1978 годах для СССР
изготовлено 88 самолётов.
-
L-410T - транспортный.
-
L-410UVP - модернизированный (укороченного взлёта и посадки). Отличался
удлинённым на 0,86 м фюзеляжем, крылом увеличенного на 2 м размаха, килем
увеличенной площади, двигателями M-610B (с 1983 года M-610D с винтом V-508D).
Первый полёт 1 ноября 1976 года. В 1979-1986 годах изготовлено 487 самолётов.
Поставлялся в СССР.
-
L-410UVP(P) - транспортный для армии ГДР. В 1982 году изготовлено 5 самолётов.
-
L-410UVP(S) - "салон". Отличался пассажирским салоном на 8 мест. В 1980
году для армии ГДР переоборудовано 4 самолёта.
-
L-410UVP-E - доработанный (экономический). Отличался двигателями M-610E с
пятилопастными воздушными винтами V-510, усиленным крылом, возможностью
установки 2 топливных баков по 200 л на концах крыла, компоновкой пасажирского
салона на 19 мест. Первый полёт 30 декабря 1984 года. В 1986-1991 годах
изготовлено более 400 самолётов. Поставлялся в СССР.
-
L-410UVP-E3 - транспортно-десантный. Отличался большой грузовой дверью
и резиновой накладкой на левом борту в хвостовой части фюзеляжа. Изготовлено
220 самолётов, большинство из которых поставлены в СССР.
-
L-420 - модернизированный. Отличался двигателями M-610F мощностью 778 л.с.,
улучшенной аэродинамикой. Первый полёт в ноябре 1993 года.
Лётно-технические характеристики (L-410UVP-E)
Двигатели |
M-610E |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х809 |
Габариты, м:
размах крыла без ПТБ
размах крыла с ПТБ
длина
высота |
19,478
19,978
14,424
5,829 |
Площадь крыла, м2 |
35,18 |
Масса, кг:
пустого (в пассажирском варианте)
взлётная максимальная
посадочная максимальная |
4000
6600
6400 |
Запас топлива, кг:
с ПТБ
без ПТБ |
1320
1000 |
Количество пассажиров, чел. |
19 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг |
1710 |
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте 3000 м
крейсерская |
400
310 |
Скороподъёмность у земли, м/с |
7,2 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
перегоночная |
485
1540 |
Практический потолок, м |
4200 |
Длина разбега, м
пробега, м |
400
300 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Виноградов Р.И., Пономарёв А.Н. Развитие самолётов мира. - М.: "Машиностроение", 1991. - С. 217.
- Вочек Я. Омнипол предлагает // Крылья Родины. - 1986. - №3. - С. 32-33.
- Л-410 на местных воздушных линиях // Крылья Родины. - 1984. - №8. - С. 32.
- Пазынич С. Чешский "чебурашка" // М-Хобби. - 2004. - №1. - С. 18-28.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 359-362.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника