ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


L-410

L-410UVP

В середине 60-х годов ГосНИИ ГА СССР совместно с ОКБ О.К.Антонова разработали тактико-технические требования к пассажирскому самолёту для местных авиалиний. В соотвествии с этими требованиями в 1966 году КБ чехословацкого предприятия "Лет" в Куновицах во главе с Л.Смрчеком приступило к созданию самолёта L-410.

Эскизный проект был готов в 1967 году. К апрелю 1968 года была подготовлена вся техническая документация. В том же году был изготовлен полномасштабный макет и началось изготовление прототипа XL-410. Самолёт предполагалось оснастить новым турбовинтовым двигателем M-601, но его разработка затянулась, поэтому на прототипе было решено использовать канадские Прэтт-Уитни PT6A-27. Прототип впервые поднялся в воздух 16 апреля 1969 года (лётчик-испытатель В.Вылк). В июне самолёт демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже (вместе со своим конкурентом Бе-30). В 1970 году были изготовлены 3 самолёта нулевой серии. В конце 1971 года первый серийный L-410A поступил в чехословацкую авиакомпанию "Слов Эйр".

L-410 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения. Крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТВД M-601 (на самолётах первых серий устанавливались PT6A-27) с трёхлопастными воздушными винтами V-508 (на ранних самолётах применялись винты фирмы "Хертцелл"). Начиная с модификации L-410UVP-E устанавливались пятилопастные винты V-510 диаметром 2,3 м. Существовали различные варианты компоновки салона.

L-410 предназначен для перевозки пассажиров, почты и грузов на местных воздушных линиях. Может использоватья в качестве санитарного, пожарного, учебно-тренировочного, транспортно-десантного. Оборудование самолёта и его лётно-технические характеристики позволяют эксплуатировать его в широком диапазоне климатических, географических и метеорологических условий, как на искусственных, так и на грунтовых ВПП. Для наземной подготовки экипажей разработан тренажёр TL-410.

Серийное производство L-410 продолжалось до середины 1991 года. Всего изготовлено 1104 самолёта всех модификаций. Применялся как в гражданской авиации, так и ВВС ЧССР. Поставлялся на экспорт в Болгарию, Венгрию, ГДР, Ливию, Польшу. Дальнейшим развитием L-410 стал самолёт L-610.

Первые 5 L-410A поступили в СССР в 1973 году. На протяжении 1973-1974 годов они прощли испытания в ГосНИИ ГА. В 1974 году поступила вторая партия из 5 самолётов. Они прошли испытания в Якутии и Узбекистане. В начале 1975 года все самолёты были переданы для опытной эксплуатации в Якутское УГА. На следующий год в СССР был сертифицирон L-410UVP, после чего начались его массовые поставки. Всего в СССР поступило 862 самолёта всех модификаций. Ещё 44 самолёта, построенные в 1992 году для Аэрофлота, остались невостребованными у Чехословакии. Самолёты L-410 применялись не только для перевозок на местных авиалиниях, но и для подготовки пилотов Гражданской авиации (в Сасовском училище). Со второй половины 80-х годов L-410 в качестве учебного стал использоваться и в Балашовском ВВАУЛ (478 и 666 уап), готовившем пилотов ВТА.

К 1992 году в СССР в строю оставалось 750 самолётов L-410. После распада СССР они достались России, Украине (100 самолётов) и Казахстану. Часть самолётов была продана в третьи страны (в частности в Молдавию и Прибалтику). В России капитальный ремонт L-410 освоен на 123 АРЗ в Старой Руссе.

Модификации самолёта:

  • XL-410 - первый прототип. Первый полёт 16 апреля 1969 года.
  • L-410 - предсерийный. Отличался двигателями PT6A-27 мощностью 715 э.л.с. В 1970 году изготовлено 3 самолёта.
  • L-410A - первый серийный вариант. Отличался двигателями PT6A-27. В 1971-1973 годах изготовлено 14 самолётов. Из них 5 поставлены в СССР.
  • L-410AB - с четырёхлопастными винтами. В 1971 и 1975 годах изготовлено по одному самолёту.
  • L-410AF - фоторазведчик на базе L-410A. Отличался застеклённым носом, фотокамерами.
  • L-410AG - четвёртый прототип. Первый полёт 14 апреля 1970 года. Использовался для сертификационных испытаний.
  • L-410AS - грузопассажирский.
  • L-410FG - фоторазведчик. В 1985 году для ВВС ЧССР изготовлено 6 самолётов.
  • L-410M - с двигателями M-610A мощностью 700 э.л.с. Разработан в 1973 году. В 1974-1978 годах изготовлено 22 самолёта. Из них 12 поставлены в СССР.
  • L-410MA - с двигателями M-610B мощностью 760 э.л.с. Отличался винтами V-508B. Изготовлен в 1973 году.
  • L-410MU - с автоматом коррекции крена и курса. В 1975-1978 годах для СССР изготовлено 88 самолётов.
  • L-410T - транспортный.
  • L-410UVP - модернизированный (укороченного взлёта и посадки). Отличался удлинённым на 0,86 м фюзеляжем, крылом увеличенного на 2 м размаха, килем увеличенной площади, двигателями M-610B (с 1983 года M-610D с винтом V-508D). Первый полёт 1 ноября 1976 года. В 1979-1986 годах изготовлено 487 самолётов. Поставлялся в СССР.
  • L-410UVP(P) - транспортный для армии ГДР. В 1982 году изготовлено 5 самолётов.
  • L-410UVP(S) - "салон". Отличался пассажирским салоном на 8 мест. В 1980 году для армии ГДР переоборудовано 4 самолёта.
  • L-410UVP-E - доработанный (экономический). Отличался двигателями M-610E с пятилопастными воздушными винтами V-510, усиленным крылом, возможностью установки 2 топливных баков по 200 л на концах крыла, компоновкой пасажирского салона на 19 мест. Первый полёт 30 декабря 1984 года. В 1986-1991 годах изготовлено более 400 самолётов. Поставлялся в СССР.
    • L-410UVP-E3 - транспортно-десантный. Отличался большой грузовой дверью и резиновой накладкой на левом борту в хвостовой части фюзеляжа. Изготовлено 220 самолётов, большинство из которых поставлены в СССР.
  • L-420 - модернизированный. Отличался двигателями M-610F мощностью 778 л.с., улучшенной аэродинамикой. Первый полёт в ноябре 1993 года.

Лётно-технические характеристики (L-410UVP-E)

Двигатели M-610E
Взлётная мощность, э.л.с. 2х809
Габариты, м:

размах крыла без ПТБ
размах крыла с ПТБ
длина
высота

19,478
19,978
14,424
5,829
Площадь крыла, м2 35,18
Масса, кг:

пустого (в пассажирском варианте)
взлётная максимальная
посадочная максимальная

4000
6600
6400
Запас топлива, кг:

с ПТБ
без ПТБ

1320
1000
Количество пассажиров, чел. 19
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг 1710
Скорость, км/ч:

максимальная на высоте 3000 м
крейсерская

400
310
Скороподъёмность у земли, м/с 7,2
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой
перегоночная

485
1540
Практический потолок, м 4200
Длина разбега, м

пробега, м

400
300
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Виноградов Р.И., Пономарёв А.Н. Развитие самолётов мира. - М.: "Машиностроение", 1991. - С. 217.
  2. Вочек Я. Омнипол предлагает // Крылья Родины. - 1986. - №3. - С. 32-33.
  3. Л-410 на местных воздушных линиях // Крылья Родины. - 1984. - №8. - С. 32.
  4. Пазынич С. Чешский "чебурашка" // М-Хобби. - 2004. - №1. - С. 18-28.
  5. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 359-362.



заменить стеклопакет http://www.stis.ru





Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100