|
|
L-200
В 1955 году на "Заводе первой пятилетки" (с января 1967 года
"Лет") в Куновицах (Чехословакия) было организовано собственое КБ. Его возглавил
Ладислав Смрчек. Для укрепления нового КБ в него направили выпускников
Военно-технической академии в Брно. Молодые конструкторы поставили перед
собой задачу создания создания лёгкого многоцелевой самолёта, по всем параметрам
превосходящего выпускаемый на заводе Ae-45S. Первоначально проект получил
обозначение L-145, но позже его присвоили модернизированному варианту Ae-45S,
а новый самолёт стал называться L-200 "Морава".
Самолёт проектировался с просторной пятиместной пассажирской кабиной с
хорошей тепло- и звукоизоляцией. Компоновка приборной доски предусматривала
место для размещения дополнительного радиосвязного и навигационного оборудования,
предназначенного для полётов ночью и в СМУ. Шасси и посадочные щитки получили
гидравлический привод вместо электрического, как на Ae-45S. В качестве силовой
установки было решено использовать 2 двигателя M-337, разрабатывавшиеся в
"Моторлёте" под руководством Б.Шимонка. Из-за задержек с доводкой двигателя
на прототипах установли серийные "Вальтер-Минор" 6-III мощностью 160 л.с.
с винтами изменяемого шага V-402.
Первый прототип XL-200 впервые поднялся в небо в апреле 1957 года
(лётчик-испытатель Л.Шваб). Заводские испытания проходили с мая по декабрь
1957 года в Куновицах, а с января 1958 года были продолжены в Летнянах. Ещё
до окончания лётных испытаний в декабре 1957 года началось изготовление установочной
партии из 10 L-200 с моторами "Вальтер-Минор" 6-III и винтами V-406. Один из
них был передан на государственные испытания в VZLU, которые проходили с января
по май 1958 года. В декабре 1958 года 2 L-200 (в пассажирском и санитарном
вариантах) перегнали для испытаний в СССР.
В мае 1959 года начались государственные испытания L-200A, переобрудованный
из десятого L-200, но из-за отсутсвия двигателей M-337 (они были установлены
только осенью) программа испытаний была сокращена. В июле 1959 года L-200A
был впервые продемонстрирован на авиасалоне в Ле-Бурже. После завершения
испытаний в июле 1960 года L-200A получил сертификат лётной годности.
Серийное производство началось во втором полугодии 1959 года. Поставка
самолётов заказчикам началась весной 1960 года. Первые L-200A получила
чехословацкая авиакомпания "Агролёт".
L-200 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое
трапецевидное в плане. Механизация крыла состояла из элеронов и посадочных
щитков. На концах крыла установлены дополнительные топливные баки. Хостовое
оперение двухкилевое. Для улучшения путевой устойчивости на хвостовой части
фюзеляжа установлен небольшой форкиль. Шасси убирающееся, трёхопорное, с
носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 поршневых рядных 6-цилиндровых
двигателей воздушного охлаждения M-337 (на первых L-200 "Вальтер-Минор"
6-III) с двухлопастными воздушными винтами изменяемого шага V-410. Двигатели
установлены на моторных рамах цилиндрами вниз. Доступ в пассажирскую кабину
осуществлялся через 2 боковые двери автомобильного типа. На самолёты для СССР
устанавливались гидронасос на левый двигатель, противопыльные фильтры, зимнее
капотирование силовых установок, радиостанция и радиокомпас, трёхлопастные
винты V-506 меньшего диаметра.
Производство L-200 продолжалось до 1964 года. Всего изготовлен 361 самолёт
различных модификайи. Более 100 самолётов использовалось у себя на родине
в ВВС, аэроклубах "Свазарма", авиакомпании "Чехословацкие авиалинии",
в качестве административных на крупных предприятиях ("Шкода", "Мораван" и др.)
и государственных организациях. Остальные были поставлены на экспорт в
Австралию, Аргентину, Болгарию, Великобританию, Венгрию, ГДР, Египет, Индию,
Индонезию, Италию, Кубу, Польшу, Францию, ФРГ, Швейцарию, Швецию, ЮАР, Югославию.
Велись переговоры о лицензионном производстве в США, но американцев не устроила
цена. На L-200 выполнен ряд дальних перелётов как чехословацкими лётчиками,
так и иностранцами.
Большое количество самолётов поступило в СССР ("Аэрофлот" был основным
заказчиком самолёта), где они использовались на местных авиалиниях. На L-200D
СССР-34407 долгое время по общественным делам летал известный писатель М.А.Шолохов
(пилот А.С.Акопов). Массовая эксплуатация L-200 продолжалась до конца 70-х годов.
Отдельные экземпляры продолжают летать до сих пор.
Модификации самолёта:
-
XL-200 - прототип. Отличался двигателями "Вальтер-Минор" 6-III с двухлопастными
винтами V-402. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт в апреле 1957 года.
-
E-31 - экспериментяльный вертикального взлёта (проект). Отличался одноместной
кабиной. Разработан в 1959 году.
-
E-32 - экспериментяльный вертикального взлёта (проект). Отличался одноместной
кабиной, высокорасположенным цельноповоротным крылом, францухскими ТВД Турбомека
"Астазу-1" мощностью по 400 л.с., однокилевым оперением с балансировочным винтом.
-
E-33 - экспериментяльный укороченного взлёта. Отличался двухместной кабиной,
дополнительным двигателем M-108DNK мощностью 325 л.с. для привода нагнетателя,
крылом со сдувом пограничного слоя, однокилевым хвостовым оперением. Разработан
в 1962 году. Переоборудован из второго прототипа в июле 1964 года. Первый
полёт в сентябре 1964 года.
-
L-200 - предсерийный. Отличался винтами V-406. В 1957 году изготовлено 10
самолётов. 2 из них в декабре 1958 года переданы в СССР.
-
L-200 "Либис" - югославский вариант L-200D. Изготовлено 5 самолётов.
-
L-200A - серийный. Отличался двигателями M-337 с винтами V-410 с электромеханическим
приводом, удлинёнными мотогондалами, формой килевых шайб. Первый полёт в мае
1959 года. Выпускался со второй половины 1959 года. Изготовлено 139 самолёта.
68 самолётов поставлено в СССР. Поставлялся на экспорт в Австралию, Аргентину,
Великобританию, Венгрию, Египет, Индию, Италию, Кубу, Польшу, ФРГ, Швейцарию,
ЮАР, Югославию. Часть самолётов позже доработана по типу L-200D.
-
L-200B - экспортный вариант L-200A для Великобритании. Отличался составом
оборудования.
-
L-200C - доработанный.
-
L-200D - модернизированный. Сертифицирован в апреле 1963 года. В 1963-1964
годах изготовлено 205 самолётов. 113 самолётов поставлено в СССР. Поставлялся
на экспорт в Болгарию, Великобританию, Венгрию, ГДР, Египет, Индию, Индонезию,
Италию, Кубу, Польшу, Францию, Швейцарию, Швецию, Югославию.
-
L-210 (L-201) - опытный с шестиместной кабиной. Отличался двигателями M-338
мощностью по 245 л.с. с винтами V-506, колёсами увеличенного диаметра на основных
стойках шасси, отсутствием левой двери, выпуклым задним остеклением кабины без
перемычки, трёхместным задним диваном. Переоборудован в феврале 1966 года из L-200D.
Лётно-технические характеристики
|
L-200A |
L-200D |
Двигатели |
M-337 |
M-337 |
Взлётная мощность, л.с. |
2x209 |
2x209 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
12,325
8,665
2,5 |
12,325
8,665
2,5 |
Площадь крыла, м2 |
17,28 |
17,28 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная |
1275
1950 |
1360
2000 |
Число пассажиров, кг |
4 |
4 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
310
295 |
310
285 |
Потолок, м |
6200 |
6200 |
Дальность полёта максимальная, км |
1900 |
1900 |
Длина разбега, м
пробега, м |
-
- |
-
- |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
Литература
- Сойко Н. Изящная "Морава" Ладислава Смрчека: О воздушном такси L-200 // Крылья Родины. - 2001. - №12. - С. 11-15.
- Тарадеев Б.В. Модели-копии самолётов. - М.: "Патриот", 1991. - С. 222.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|