ТАВКР Киев
Разработка первого отечественно корабля, специально
предназначенного для базирования реактивных самолётов, началась в Невском
проектно-конструкторском бюро в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и
СМ СССР №685-251 от 02.09.1968. Работы над проектом, получившем номер 1143,
возглавил главный конструктор А.В.Маринич. Корабль считался логическим
развитием вертолётоносцев типа "Москва" (пр.1123)
и первоначально относился к классу противолодочных крейсеров (ПКР). Всего
было разработано 9 вариантов компоновки (6 по ТТЗ и 3 инициативных),
различавшихся архитектурой, размещением вооружения, механизмов и оборудования.
Было выполнено 32 частные проработки для оценки возможности замены некоторых
образцов вооружения на более перспектитвные. По результатам рассмотрения
к дальнейшему проектированию был выбран вариант I как наиболее оптимальный.
16 октября 1968 года Главком ВМФ С.Г.Горшков утвердил ТТЗ на ПКР с авиационным
вооружением. По внешнему виду новый корабль, в отличие от предшественников,
был уже ближе к авианосцам: смещённая к правому борту надстройка, угловая
(4,5° к продольной оси) полётная палуба.
Создание крупнейшего на тот момент корабля отечественного флота потребовало
решения ряда сложных научно-технических проблем, которые были успешно
решены в ЦНИИ им. А.Н.Крылова и ЦАГИ. Технический проект 1143 (шифр "Кречет")
был представлен в конце 1969 года и утверждён ВМФ и МСП 30 апреля 1970 года.
Первый корабль проекта 1143, получивший название "Киев" (заводской №101), 5
мая 1967 года был зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 июля 1970 года заложен
на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. В строительстве
принимало участие более 300 предприятий-смежников. 26 декабря 1972 года
корабль спущен на воду, вышел на ходовые испытания 17 апреля 1975 года,
вступил в строй 28 декабря 1975 года и 15 июня 1976 года включён в состав
Краснознамённого Северного флота. 28 июня 1977 года перекласифицирован в
тяжёлый авинесущий крейсер (ТАКР, позже ТАВКР). За создание "Киева" 250
специалистов Невского ПКБ, ЧСЗ и других организаций награждены орденами и
медалями, А.В.Маринич и главный строитель ЧСЗ И.И.Винник удостоены звания
Героя Социалистического Труда.
Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения
ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и
во взаимодействии с другими силами флота.
Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали (АК-25, АК-27)
по продольной системе набора (на оконечностях - поперечной) со шпацией 500 мм.
Корпус разделён на отсеки 18 поперечными и 2 продольными водонепроницаемыми
перегородками (непотопляемость обеспечивается при заполнении любых 4 смежных
отсеков). В средней части корпуса имелось 6 палуб и 2 платформы. "Киев" стал
первым советским авианесущим коряблём с полной полётной палубой (длина 189 м,
ширина 20,7 м, площадь 5600 м2). Полётная палуба была покрыта
специальными термостойкими плитами АК-9Ф. 9-ярусная надстройка сдвинута к
правому борту. Начиная с третьего яруса надстройска изготовлена из
алюминиево-магниевого сплава АМГ. Для уменьшения радиолокационной заметности
все вертикальные поверхности надстройки выполнены с наклоном (до 10°). Главная
энергетическая установка представляла собой "удвоенный" вариант применённой
на ПКР пр.1123. Она разделялась на два эшелона и включала в себя 8 паровых
котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3. В качестве движителей использовались
четырехлопастные бронзовые винты. Источником электроэнергии служили 6
турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15000 кВт.
На борту корабля размещался полк, состоявший из эскадрильи самолётов
вертикального взлёта Як-38 и двух эскадрилий
противолодочных вертолётов Ка-25 (позже
Ка-27). Авиатехника размещалась в одноярусном
ангаре (130x22,5x6,6 м), вмещавшем 22 ЛА. На полётную палубу они поднимались
при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в
диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов
позади надстройки. На правом борту в кормовой части на палубе размещались
10 технических позиций для обслуживания ЛА.
Вооружение корабля состояло из 4 спаренных пусковых установок противокорабельных
ракет большой дальности П-500 "Базальт" (16 ракет), 2 спаренных пусковых
установок ЗРК М-11 "Шторм" (96 ракет), 2 спаренный пусковых установок ЗРК
"Оса-М" (40 ракет), 2 двухствольных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726
и 8 шестиствольных 30-мм установок АК-630, одной установки противолодочного
ракетного комплекса РПК-1 "Вихрь" (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных
бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60), 2 533-мм торпедных аппарата
ПТА-53-1143 (10 торпед СЭТ-53 или СЭТ-65). В состав радиотехнического
оборудования входили: БИУС "Аллея-2", РЛС обнаружения "Восход" и "Фрегат-М",
навигационный комплекс "Салгир-1143", система космической связи "Тайфун-1",
РЛС управления ПКРК "Аргон-1143", система посадки "Привод-СВ", средства РЭБ
"Кольцо", "Ограда" и ПК-2, стационарная ГАС "Орион" (в бульбовом обтекателе),
буксируемая ГАС "Платина".
Первая посадка на палубу ТАВКР "Киев" самолёта Як-36М состоялась 18 мая
1975 года (лётчик-испытатель О.Г.Кононенко). 16 июля 1976 года корабль (с
5 самолётами на борту) отправился на Север вокруг Европы и 10 августа прибыл
в Североморск. 12-19 апреля 1977 года он принимал участие в учениях "Север-77".
В декабре 1977 года началась его боевая служба в Атлантике и на Средиземном
море. В марте 1979 года в Средиземном море произошла встреча с "Минском",
во время которой (впервые в отечественном флоте) две авианосные группы
отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и с другими
кораблями. Во время широкомасштабных учений "Запад-81" "Киев" выполнял роль
флагманского корабля (на его борту находилось всё руководство учениями,
включая маршала Д.Ф.Устинова, адмирала С.Г.Горшкова, министров обороны
стран Варшавского договора). 9 ноября 1981 года он был награждён Вымпелом
Министра Обороны СССР, а 4 мая 1985 года - орденом Красного Знамени (единственный
из послевоенных кораблей). В 1982-1984 годах прошёл средний ремонт на ЧСЗ.
2-6 мая 1985 года крейсер нанёс визит в порт Аль-Джазаир (Алжир). 10-20
июня 1985 года он участвовал в учениях "Атлантика-85". 1 марта 1987 года
совершил деловой заход в Сплит (Югославия). Последний поход состоялся
летом 1990 года.
После похода "Киев" был поставлен на ремонт в Росте, но из-за недостаточного
финансирования 30 июня 1993 года исключён из состава ВМФ и разоружён.
Всего прошёл 240850 миль, с его палубы самолёты совершили 4258 полётов,
вертолёты - 9154. За время службы кораблём командовали капитаны 1 ранга
Ю.Г.Соколов, В.Н.Пыков, Г.П.Ясницкий, Н.А.Мелах, капитаны 2 ранга В.Н.Глущенко
и В.А.Звада. 28 августа 1994 года после торжественного спуска Военно-морского
флага команда "Киева" расформирована и он передан для разделки на металл.
20 мая 2000 года корабль вышел на буксире в Шанхай (Китай), где он
в настоящее время переоборудуется в туристическо-развлекательный центр.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение, т:
стандартное
нормальное
полное
наибольшее |
30530
36300
41370
42100 |
Габариты, м:
длина
ширина по КВЛ
высота от киля до клотика
осадка |
273,1
31,0
61,1
11,05 |
Ширина полётной палубы, м |
49,2 |
Мощность ПТУ, л.с. |
4х35500 |
Скорость хода, уз.:
максимальная
полного хода
экономическая
боевая экономическая |
32,5
30,7
14,2
18,3 |
Дальность плавания экономическим ходом, миль |
7160 |
Автономность по запасам, сут. |
30 |
Количество самолётов, шт. |
16 |
Количество вертолётов, шт. |
18 |
Запас авиационного топлива, т |
1200 |
Экипаж, чел.
в том числе офицеров |
1433
280 |
Литература
- Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995 // Морская коллекция. - 1995. - №1.
- Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под ред. А.Е.Тараса. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2002. - С. 337-340.
- Заблоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Киев" // Морская коллекция. - 2003. - №7.
- Линейные корабли и авианосцы / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2000. - С. 202.
- Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота / Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника-молодёжи", 1994. - С. 35-52.
- Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
- Морин А.Б. Тяжёлые авианесущие крейсера пр. 1143 "Киев" и "Минск" // Судостроение. - 1997. - №2.
- Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 10-17.
- Никольский М.В. Современные авианосцы. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 99-102.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника