|
|
Ка-50
Разработка боевого вертолёта В-80 в ОКБ
им. Н.И.Камова началась в январе 1977 года под руководством главного
конструктора С.В.Михеева. В работе широко использовался опыт создания проектов
боевых вертолётов В-50 и В-100. При определении облика В-80 были разработаны
три варианта аэродинамической схемы: поперечная, схема винтокрыла и соосная.
Первые две обладали неудовлетворительными массогабаритными характеристиками и
конструкторы остановились на традиционной для ОКБ соосной схеме.
Для облегчения вертолёта было решено отказаться от штурмана-оператора вместе
со средствами его защиты и жизнеобеспечения. При этом для совмещения одним членом
экипажа функций лётчика и штурмана было решено широко использовать средства
автоматизации боевых процессов (внедрение систем автоматизации началось ещё
на Ка-25 и Ка-27). Для отработки
концепции одноместного боевого вертолёта специалистами ГосНИИАС и ЦНИИТМ был
разработан ряд стендов, на базе Ка-29 была построена
летающая лаборатория с имитацией одноместной кабины.
Разработка прицельно-навигационного комплекса была поручена ленинградскому
НПО "Электроавтоматика". В целях снижения боевых потерь была реализован
принцип "длинной руки" (дальность действия вооружения вертолёта должна превышать
дальность действия систем ПВО противника). В качестве основного вооружения была
принята противотанковая УР "Вихрь", разработанная в
тульском КБ приборостроения. Много внимания уделено повышению боевой живучести:
двигатели разнесены по бортам, применено бронирование, экранирование важных
систем менее важными, заполнение топливных баков пенополиуретаном, увеличен
диаметр тяг управления и т.д. Впервые на серийном вертолёте применено катапультное
кресло (разработка НПО "Звезда"). Вопросы технического обслуживания отрабатывались
совместно с НИИЭРАТ. К работе над вертолдётом привлекались также специалисты
других органиций: ЦАГИ, ЦНИИ точного машиностроения, 30 ЦНИИ МО.
Эскизный проект В-80 был представлен в мае 1981 года. В июне 1982 года
завершено изготовление первого прототипа. 17 июня лётчик-испытатель Н.П.Бездетнов
впервые выполнил на нём висение, а 23 июля - первый полёт по кругу. В августе
1983 года к испытаниям присоединился второй прототип. Заводские испытания
завершились в июле 1984 года. В сентябре 1985 - августе 1986 года на Гороховецком
полигоне состоялись Государственные сравнительные испытания В-80 и
Ми-28. По их результатам было принято Постановление
ЦК КПСС и СМ СССР о проведении государственных испытаний и запуске В-80 в
серию на Арсеньевском заводе "Прогресс". В июле 1988 - июне 1990 года на
4 прототипах прошли лётно-конструкторские испытания. В мае 1991 года в
Арсеньеве выпущен первый серийный В-80. Впервые публично вертолёт продемонстрирован
в феврале 1992 года в Мачулищах. В августе того же года он демонстрировался
на "Мосаэрошоу" в Жуковском, а в сентябре - на авиасалоне в Фарнборо.
Государственные испытания (с пепрерывами) продолжались до августа 1993 года.
В середине 1993 года начались войсковые испытания в Торжковском ЦБП.
В августе 1995 года вертолёт под обозначением Ка-50 принят на вооружение
Российской армии.
Ка-50 построен по соосной схеме. Фюзеляж типа полумонокок, изготовлен из
алюминиевых сплавов и композитных материалов (на 30%). Винты трёхлопастные,
противоположного вращения. Для разгрузки несущего винта и подвески вооружения
установлено трапецевидное крыло. Оперение включает киль, руль направления с
аэродинамической компенсацией и 2 боковых киля. Шасси убирающееся, трёхопорное,
с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТВД ТВ3-117ВМА, размещённых
по бортам фюзеляжа. Между двигателями расположены ВСУ АИ-9В, главный и 2
промежуточных редуктора, вентилятор, гидроаккумуляторы, противопожарная
система. Запас топлива размещается в 2 основных мягких топливных баках.
Предусмотрена возможность подвески 4 ПТБ по 550 л под крылом. Кабина лётчика
защищена стальной и алюминиевой комбинированной бронёй и бронестёклами. Система
аварийного покидания включает катапультное кресло К-37-800, систему отстрела
лопастей винтов и систему открытия верхней створки фонаря. Блоки РЭО размещены
в хвостовой части фюзеляжа. В состав вооружения входят: 30-мм автоматическая
пушка 2А42 (размещается в правом борту в пушечной
установке НППУ-80), пушечные контейнеры УПК-23-250,
до 12 ракет "Вихрь", контейнеры КМГУ-2, блоки НУРС
Б-8В20А и Б-13Л5, свободнопадающие
бомбы. Под фюзеляжем установлена система транспортировки грузов на внешней
подвеске (до 3 т).
Распад СССР и кризис в экономике привёл к резкому снижению темпов производства
авиационной техники. В настоящее время армейская авиация России располагает
12 вертолётами Ка-50.
Модификации вертолёта:
-
В-80 №01 - первый прототип. Отличался двигателями ТВ3-117В, крылом без законцовок,
широким килем с рулём направления малой площади, лопастями несущих винтов без
стреловидных законцовок. Первый полёт 23 июля 1982 года.
-
В-80 №02 - второй прототип. Отличался двигателями ТВ3-117ВМА, ПрПНК "Рубикон"
К-041, пушечной установкой НППУ-80, системой кондиционирования воздуха. Первый
полёт 16 августа 1983 года.
-
В-80 №03 - третий прототип. Изготовлен в декабре 1985 года.
-
В-80 №04 - четвёртый прототип. Отличался устройством постановки помех УВ-26,
системой предупреждения о радиолокационном облучении, цифровой системой
управления вооружением. Изготовлен в марте 1989 года.
-
В-80 №05 - эталон для серии. Отличался катапультной системой К-37-800. Изготовлен
в апреле 1990 года. В 1992 году участвовал в съёмках фильма "Чёрная акула".
-
Ка-50 (В-80Ш1) - серийный. Выпускается в Арсеньеве с 1993 года.
-
Ка-50-2 - двухместный вертолёт для Турции. Отличается кабиной с тандемным
расположением лётчиков и израильской авионикой. Разрабатывается совместно
с израильскими и турецкими фирмами.
-
Ка-52 (В-80Ш2) - двухместный боевой вертолёт. Лётчики
располагаюся в кабине рядом друг с другом.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ТВ3-117ВМА |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х2200 |
Диаметр несущих винтов, м |
14,45 |
Габариты, м:
длина с вращающимися винтами
размах крыла
высота |
15,6
7,34
4,93 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
7700
9800
10800 |
Максимальная нагрузка на внешней подвеске, кг |
3000 |
Запас топлива, л:
в основных баках
с 4 ПТБ |
1870
4070 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
350
255 |
Потолок, м:
статический
динамический |
4000
5500 |
Скороподъёмность на высоте 2500 м, м/с |
10 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
3,5 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
перегоночная |
450
1100 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Агеев В., Павлов В. Ка-50: боевой вертолёт. // Наши крылья. - 1992. - №2.
- Боевой вертолёт Ка-50 "Чёрная акула". // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 45-46.
- Вертолёты стран мира. / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 116-117.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 72-75.
- Кузнецов Г. Боевой ударный Ка-50. // Самолёты мира. - 1995. - №2.
- Кузнецов Г. Во всём диапазоне. // Крылья Родины. - 1993. - №№ 3, 4.
- Кузнецов Г. Вымысел и правда о "Чёрной акуле". // Крылья Родины. - 1994. - №7. - С. 23-24.
- Мазепов А.А., Михеев А.В., Зенкин В.Н., Жирнов А.А. Ка-50. - М.: POLYGON, "Любимая книга", 1996.
- Михеев С.В. Ка-50: концепция, боевые возможности. // Авиация и космонавтика. - 1992. - №7.
- Мороз С. Ка-50: "Верфольф" выходит на охоту. // АвиО. - Вып. 3. - С. 29-36.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 107-112.
- Сокольников В. Боевые вертолёты Ка-50 и Ми-28. // Вестник воздушного флота. - 1995. - №3.
- Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 23-30.
- Яблонский Е. Ми-28 против "Чёрной акулы". // Крылья Родины. - 1995. - №№ 8, 11.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|