 |
|
Ка-25
В 1956 году конструкторы ОКБ Н.И.Камова
начали исследования в области создания корабельного вертолёта, который можно
было бы использовать в качестве противолодочного. В 1958 году ВВС совместно
с ВМФ разработали тактико-технические требования на такой вертолёт (изделие "Д").
Он должен был быть небольшого размера, чтобы размещаться в ангарах небольших
противолодочных кораблей, иметь складывающиеся лопасти несущих винтов, обладать
возможностью взлёта и посадки с небольших площадок на палубе во время движения
корабля, выполнять полёт в режиме висения более 1 часа на расстоянии 50 км от
корабля базирования. 20 февраля 1958 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР,
официально поручавшее КБ разработку противолодочного вертолёта. Для разработки
двигателя и редуктора для вертолёта в Омске было организовано специальное КБ
под руководством В.А.Глушенкова. Одновременно разрабатывалась торпеда АТ-1.
К работе привлекались специалисты ЦАГИ, ЦИАМ и других организаций.
Проект вертолёта "Д" был готов в 1960 году. Так как габариты и масса целевого
оборудования получились значительными, было решено разделить функции и
разрабатывать сразу два варианта вертолёта - противолодочный ("ДБ") и целеуказания
("ДЦ"). В мае 1960 года макетная комиссия утвердила макет вертолёта. К апрелю
1961 года были построены 2 прототипа. 26 апреля 1961 года первый прототип
совершил несколько отрывов от земли, после чего его передали на ресурсные
испытания. 21 мая второй прототип совершил полёт по полному профилю
(лётчик-испытатель Д.К.Ефремов). 9 июля вертолёт "ДБ" был впервые показан
публике на авиационном параде в Тушино. Был проведён большой объём различного
рода испытаний на морских базах и боевых кораблях флота. Подготовка к серийному
производству на заводе №99 в Улан-Удэ началась осенью 1961 года. В 1965
году изготовлены первые 5 серийных вертолётов. Вертолёт "Д" был принят на
вооружение авиации ВМФ 2 декабря 1971 года под обозначением Ка-25.
Ка-25 построен по соосной схеме. Несущие винты трёхлопастные, противоположного
вращения, с электрогидравлической системой складывания на стоянке. Фюзеляж
цельнометаллический (Д16Т), балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной
и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с верхним и нижним килями
и 2 шайбами с рулями поворота. Шайбы установлены под углом 15° к продольной
оси вертолёта. Шасси четырёхопорное, неубирающееся. Для аварийной посадки на
воду на стойках шасси устанавливались надувные баллонеты (демонтированы в
середине 70-х годов). Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигатей
ГТД-3Ф и четырёхступенчатого планетарного редуктора
РВ-3Ф (с 1974 года - ГТД-3М и РВ-3М), расположенных в общей гондоле в верхней
части фюзеляжа. Впервые в отечественном вертолётостроении силовая установка
была снабжена автоматической системой, поддерживающей постоянство оборотов
винтов, и указателем режимов двигателя. Запас топлива размещён в 8 мягких
топливных баках. Предусмотрена возможность установки 2 дополнительных топливных
баков снаружи по бортам. В носовой части фюзеляжа расположена двухместная
кабина экипажа. В главной кабине может размещаться оператор противолодочного
оборудования или 12 пассажиров на откидных сиденьях.
Вертолёт несёт поисково-прицельный комплекс "Байкал", в состав которого
входят: РЛС "Инициатива-2К", опускаемая гидроакустическая станция ВГС-2 "Ока",
гидроакустическая система "Баку" с приёмным устройством СПАРУ-55 "Памир" и
36 сбрасываемыми гидроакустическими буями типа РГБ-Н "Ива" и РГБ-НМ "Чинара"
(позже РГБ-НМ1 "Жетон"), радиоприёмная система РПМ-С с радиолокационными
буями типа "Поплавок-1А" (обычно 3 шт.), прицельно-вычислительное устройство
ПВУ-В-1 "Жасмин". Вместо ГАС ВГС-2 может устанавливаться опускаемый
магнитометр АПМ-60 "Орша" (позже АПМ-73). Вооружение состоит из торпеды
АТ-1 (АТ-1М, позже Т-67) или 4-8 глубинных бомб.
В 80-х годах вооружение было усилено корректируемыми бомбами КАБ-250ПЛ и
ракето-торпедами АПР-2.
Ка-25 стал первым отечественным противолодочным вертолётом, причём первым
специально спроектированным боевым вертолётом, а не переделанным из транспортного.
Первые серийные вертолёты летом 1966 года поступили в 33 учебный центр в Очакове
(в 555 оплвп). Первыми прошли переучивание в Центре лётчики 872 оплвп ВВС КЧФ.
В начале 1967 года на Ка-25 переучился 830 оплвп ВВС КСФ. Переучивание остальных
частей продолжалось до июня 1977 года.
Ка-25 первыми получили противолодочные корабли типа "Комсомолец Украины"
(проект 61). На таком корабле мог базироваться только один вертолёт, который
решал ограниченный круг задач. По одному вертолёту несли и противолодочные
корабли проекта 1134. БПК проекта 1155 могли нести уже по 2 вертолёта (Ка-25ПЛ
и Ка-25Ц). Во второй половине 60-х годов проявились противолодочные крейсера
прпоекта 1123 "Москва" и "Ленинград",
на которых вертолёты Ка-25 уже были основным противолодочным оружием. На каждом
корабле могло базироваться до 20 вертолётов. Использовались Ка-25 и на противолодочных
крейсерах проекта 1143, и десантных кораблях проекта 1174. Несколько вертолётов
принадлежало морским пограничникам на Дальнем Востоке. В августе 1968 года
вертолёты Ка-25, принадлежащие 872 оплвп, на борту ПКР "Москва" впервые вышли
на боевую службу в Средиземное море.
Ка-25ИВ в 1966-1967 годах использовались на Тихоокеанском флоте во время
испытаний баллистических ракет. Специально оборудованные Ка-25 из 555 иивп и 872
оплвп в 1967-1968 годах применялись для поиска в Индийском океане приводнившихся
космических спускаемых аппаратов (программа "Эллипс"). На рубеже 60-70-х годов
была осуществлена аналогичная программа под названием "Селенга". В июне-ноябре
1974 года 6 вертолётов Ка-25БШЗ (на борту ПКР "Ленинград") в составе международных
сил принимала участие в разминировании Суэцкого залива. В 70-80-х годах вертолёты
Ка-25ПЛ широко применялись с кораблей группового базирования (пр.1123, 1143) для
поиска ракетных подводных лодок НАТО в районах их вероятного патрулирования.
Участвовали они и в крупным учениях флота "Океан", "Вымпел" (1970), "Накат"
(1973) и др. Один Ка-25ПЛ с демонтированным военным оборудованием эксплуатировался
на борту атомного ледокола "Сибирь".
В 1965-1973 годах в Улан-Удэ изготовлено 460 вертолётов 18 различных модификаций.
В процессе эксплуатации неоднократно модернизировался. Ка-25 поставлялся на
экспорт в Болгарию, Вьетнам, Индию (7 вертолётов), Сирию (5), Югославию (12).
После распада СССР 30 вертолётов досталось Украине. После появления в 1981 году
более совершенных Ка-27ПЛ вертолёты Ка-25ПЛ начали постепенно
списываться. При этом Ка-27Ц продолжали оставаться в строю во середины 90-х годов.
В настоящее время все Ка-25 выведены из состава флота России в резерв. Сирийские
вертолёты принимали участие в гражданской войне в Ливане. Югославские Ка-25
принимали участие в гражданской войне в этой стране. 5 из них достались Сербии.
В настоящее время по одному Ка-25 экспонируются в музеях в Монино и Ханое (Вьетнам).
Модификации вертолёта:
-
Ka-25 - прототип. Отличался двигателями ГТД-3 мощностью 750 л.с., конструкцией
шасси. Первый полёт 21 мая 1961 года.
-
Ka-25 - пассажирский (проект). Отличался салоном на 12 пассажиров.
-
Ka-25 - для ледокола "Сибирь". Отличался антиоблединительной системой,
дополнительными сиденьями в грузовом отсеке, отсутствием военного оборудования.
В конце 70-х годов на Ухтомском заводе переоборудован 1 Ка-25ПЛ.
-
Ка-25БТ - буксировщик трала. Предназначен для уничтожения донных мин. В январе
1975 года на ремзаводе в Севастополе переоборудовано 4 вертолёта Ка-25ПЛ для
разминирования Порт-Саида. Позже все вновь переоборудованы в Ка-25ПЛ.
-
Ка-25БШЗ ("изделие ДБШЗ") - буксировщик шнуровых зарядов. Отличался наличием
буксировочного устройства, командно-передающего устройства, радиостанции Р-802В
с антенной АШС-1; отсутствием РЛС, ГАС, лебёдки, СПАРУ, автопилота, фотокамеры,
системы госопознавания и задней посадочной фары. В мае 1974 года на Ухтомском
заводе переоборудовано 6 Ка-25ПЛ для разминирования Суэцкого залива.
-
Ка-25ИВ ("изделие ДИВ") - вертолёт слежения за баллистическими ракетами. Отличался
составом оборудования. В 1966 году переоборудовано 6 Ка-25ПЛ.
-
Ка-25К - летающий кран. Отличался застеклённой кабиной оператора крана, лебёдкой,
2 дополнительными фарами. Оснащался (впервые в мире) электронной системой
предотвращения раскачки груза на внешней подвеске. В 1967 году переоборудован
1 Ка-25ПЛ. Первый полёт 6 мая 1967 года (летчик-испытатель Е.И.Ларюшин). В мае
того же года демонстрировался на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже.
-
Ка-25М - многоцелевой вертолёт (проект).
-
Ка-25ПЛ ("изделие ДБ") - противолодочный (базовая модификация). Отличался
сдвинутыми на 1 м назад основными стойками шасси, формой шайб оперения,
складывающимися лопастями винтов. Первый полёт 25 апреля 1965 года.
-
Ка-25ПЛС - модернизированный противолодочный. Отличался поисково-прицельной
системой "Стриж-К". В состав вооружения входила торпеда Т-67 "Стриж". Принят
на вооружение в 1976 году.
-
Ка-25ПС - поисково-спасательный. Оснащался лебёдкой ЛПГ-2 грузоподъёмностью
250 кг, прожекторами по бокам, дополнительным радиокомпасом АРК-У2. Разработан
в 1975 году.
-
Ка-25Ф - ударный (опытный). Отличался отсутствием противолодочного оборудования.
В состав вооружения входили 23-мм пушка ГШ-23, блоки
НАР УБ-16-57, ПТУР 9П17П "Фаланга".
-
Ка-25Ц ("изделие ДЦ") - вертолёт целеуказания.
Отличался мощной РЛС "Успех-2А" с ретранслятором данных обзора, автопилотом
АП-114Ц, поджимающимся шасси, отсутсвием бомбоотсека, увеличенным запасом
топлива. Первый полёт 26 апреля 1961 года. В 1965-1972 годах в Улан-Удэ
изготовлено 50 вертолётов.
-
Ка-25Ш - ударный (опытный). Отличался блоками НАР УБ-16-57 на пилонах.
отсутствием противолодочного оборудования (включая РЛС). Переоборудован 1
Ка-25ПЛ на Ухтомском заводе.
-
"ДЮ" - носитель атомных глубинных бомб "Скат" (опытный). Отличался доработанным
бомбоотсеком со спецдержателями.
-
"УДБ", "УДЦ" - учебные. Отличались двойным управлением, отсутствием спецоборудования.
Лётно-технические характеристики (Ка-25ПЛ)
Двигатели |
ГТД-3Ф |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х900 |
Диаметр несущих винтов, м |
15,74 |
Габариты, м:
длина со сложенными винтами
длина фюзеляжа
ширина
высота до втулки несущего винта |
11,9
9,75
3,8
5,37 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина
высота |
3,95
1,5
1,25 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
4765
6970
7140 |
Запас топлива, л:
в основных баках
в основных и 2 дополнительных баках |
1460
2020 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
220
185 |
Динамический потолок, м |
3500 |
Дальность полёта, км:
с нормальным запасом топлива
с дополнительными топливными баками |
450
650 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 112-113.
- Ка-25 // Мир авиации. - 2004. - №2. - С. 53.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 103-105.
- Кузнецов Г. Ка-25 на флоте тридцать лет // Самолёты мира. - 1996. - №2. - С. 2-6.
- Кузнецов Г. Первый боевой отечественный вертолёт // Крылья Родины. - 2000. - №3. - С. 1-4.
- Роман В.Д. Ка-25 - "длинная рука" адмирала Горшкова // Авиация и Время. - 1996. - №6. - С. 4-26, 44-47.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 81-84.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|