 |
|
Ил-96
Разработка дальнемагистрального пассажирского самолёта
Ил-96-300 для замены Ил-62М началась в ОКБ
им. С.В.Ильюшина в августе 1985 года. В разработке учитывался опыт,
полученный при создании аэробуса Ил-86. Развитие
гражданской авиации мира в 80-е годы характеризовалось тенденциями к
стандартизации воздушных перевозок, повышению экономичности, улучшению
характеристик по шуму на местности, улучшению комфорта пассажиров, повышению
точности навигационного обеспечения полётов. Все это приходилось учитывать
при проектировании.
Для Ил-96 было разработано принципиально новое крыло с вертикальными
законцовками. С целью снижения износа силовых элементов крыла и большей
сопротивляемости самолёта болтанке разработана уникальная система демпфирования
колебаний крыла с использованием специальных автоматических элеронов. По
сравнению с Ил-86 фюзеляж был укорочен. Для снижения массы в конструкции
планёра широко использованы композиционные материалы. Изначально система
управления самолётом и двигателями была рассчитана на компьютер. От Ил-86
сохранён ряд элементов фюзеляжа, бытовое оборудование, горизонтальное оперение,
приводы стабилизатора и руля направления. Топливная система разработана на
основе топливной системы Ил-86, но в целях безопасности выполнена без
электрических насосов в баках. Система обогрева топливных фильтров
позволяет обойтись без противокристаллических присадок к топливу.
Изготовление первого прототипа Ил-96-300 было завершено в 1988 году.
Впервые он поднялся в небо 28 сентября с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе.
К испытаниям (впервые в отечественной гражданской авиации) были подключены
линейные пилоты ГА. Для них специально были организованы краткосрочные
курсы в ЛИИ им. М.М.Громова. Серийное производство началось в 1992 году
на Воронежском авиастроительном объединении. 29
декабря 1992 года был получен сертификат типа.
Ил-96 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Крыло стреловидное (30° по линии четвертей хорд) с вертикальными аэродинамическими
поверхностями на концах, имеет аэродинамическую и геометрическую крутки.
Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения диаметром 6,08 м, имеет две
палубы: верхнюю пассажирскую и нижнюю грузовую. Пассажирская кабина рассчитана
на 300 мест в туристическом классе (с салонами двух классов - 235) и разделена
на 2 салона. Посадка пассажиров осуществляется сразу на верхнюю палубу через
3 двери. Салон штатно оборудован опускающимся экраном и проекционной установкой.
В грузовом отсеке на нижней палубе возможна перевозка 16 контейнеров LD-3
или 8 грузовых поддонов P2. Шасси убирающееся четырёхопорное. Силовая установка
состоит из 4 ТРДД ПС-90А (на Ил-96М - PW2337 американской
фирмы "Прэтт энд Уитни"), расположенных на пилонах под крылом. Информационное
поле кабины пилотов основано на 6 многофункциональных индикаторах на ЭЛТ.
Система управления электродистанционная.
Решением Коллегии МГА №10 от 26.01.1989 базовым предприятием по освоению
самолёта было определено ЦУМВС. Позже к нему присоединилось Домодедовское
ПО. Переучивание лётного состава было организовано на бале ОКБ им С.В.Ильюшина.
6 августа 1991 года создан первый лётный отряд во главе с В.Ф.Лашенским.
В 1992 году был выполнен ряд технических рейсов в Южно-Сахалинск и
Петропавловск-Камчатский. Затем начались коммерческие (грузовые) рейсы в
Сингапур. 14 июля 1993 года Ил-96-300 совершил первый рейс с пассажирами
на борту из Шереметьево-2 в Нью-Йорк (командир экипажа В.И.Перепелица). С
1993 года начались регулярные рейсы в Сингапур, Лас-Пальмас, Нтю-Йорк,
Тель-Авив, Пальма де Майорка, Токио; с 1994 - в Бангкок, Лос-Анжелос,
Сан-Франциско, Сиэтл, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Сеул, Сан-Паоло; с 1996
- в Гавану, Ханой; с 1997 - в Сантьяго, Лиму.
Первоначально освоение самолёта шло быстрыми темпами, но после 1991 года
сильно замедлилось из-за развала страны и глубокого кризиса, охватившего
экономику. На 2005 год изготовлено 15 самолётов всех модификаий. Они эксплуатируются
российскими авиакомпаниями "Аэрофлот", "Домодедовские авиалинии", "КрасЭйр",
"Россия". 2 самолёта заказала Куба (первый изготовлен в 2005 году).
Модификации самолёта:
-
Ил-96-300 - первый серийный вариант.
-
Ил-96-300В - для средних магистральных линий (проект). Отличается 2
встроенными трапами.
-
Ил-96-300Д - дальний (проект). Отличается двигателями PW2337.
-
Ил-96-300Т - грузовой (проект). Отличается усиленным полом, большой грузовой
дверью (4,85x2,87 м) по левому борту.
-
Ил-96-550 - двухпалубный с числом мест для пассажиров 550 (проект).
Отличается двигателями НК-92.
-
Ил-96М - модернизированный. Отличается удлинённым фюзеляжем, двигателями
Прэтт-Уитни PW2337, авионикой фирмы "Рокуэлл Коллинз".
-
Ил-96МД - с двигателями Прэтт-Уитни PW4082 или Роллс-Ройс "Трент" 800 (проект).
-
Ил-96МК - с двигателями НК-92 (проект).
-
Ил-96МО - прототип модернизированного самолёта. Изготовлен в 1993 году
(переоборудован из прототипа Ил-96-300). Первый полёт 6 апреля 1993 года.
Неоднократно демонстрировался на выставках в Париже, Фарнборо, Берлине,
Сингапуре, Дубаи.
-
Ил-96ПУ - "салон" для президента РФ. Первый полёт 12 октября 1996 года.
Изготовлено 2 самолёта.
-
Ил-96Т - грузовой на базе Ил-96М. Первый полёт
16 мая 1997 года.
Лётно-технические характеристики
|
Ил-96-300 |
Ил-96М |
Двигатели |
ПС-90АН |
PW2337 |
Взлётная тяга, кгс |
4х16000 |
4х17030 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
60,105
55.345
17,55 |
60,105
63,94
15,72 |
Площадь крыла, м2 |
391,6 |
391,6 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная максимальная |
117
216
240-250
175-183 |
132,4
-
270
210 |
Запас топлива, л |
148260 |
150400 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т |
40 |
58 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
-
850-870 |
-
850-870 |
Максимальное число М |
0,84 |
0,86 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
перегоночная |
9000
11000 |
7600
12800 |
Практический потолок, м |
13100 |
12200 |
Длина разбега, м
пробега, м |
-
- |
-
- |
Экипаж, чел. |
3-4 |
2-3 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 256-263.
- Вульфов А. Широкофюзеляжные "Илы" // Авиация и космонавтика. - 2002. - №№ 2,3.
- Егоров Ю. Самолёты "Ильюшин" на МАКС-99 // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 5-7.
- Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990. - С. 279-296.
- Ил-96М/Т // Самолёты мира. - 1997. - № 1-2. - С. 34.
- Новожилов Г.В. В муках рождённые: Рассказ об Ил-96-300 и Ил-96М // Крылья Родины. - 1995. - №8. - С. 8-9.
- Пономарёв А. Авионика Ил-96М/Т // Вестник авиации и космонавтики. - 1998. - Вып. март-июнь. - С. 45.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|