|
|
Ил-78
С появлением стратегических ракетоносцев Ту-22М3, Ту-95МС,
Ту-160 армии потребовался новый самолёт-заправщик с увеличенными возможностями
по передаче топлива в полёте с высокими расходами. Разработка такого самолёта
на базе транспортного Ил-76МД началась в ОКБ.
им. С.В.Ильюшина 14 марта 1968 года. Работы по проектированию Ил-78
возглавил главный конструктор Р.П.Папковский. Прототип совершил первый
полёт 26 июня 1983 года (командир экипажа В.С.Белоусов). Серийное производство
началось в 1984 году на Ташкентском АПО им. В.П.Чкалова.
Конструкция Ил-78 аналогична базовому самолёту. В грузовом салоне установлены
2 бака, вмещающих по 14000 л топлива каждый. Самолёт оснащён тремя агрегатами
заправки УПАЗ-1 (на Ил-78М - УПАЗ-ПАЗ-1М с большей производительностью и давлением)
разработки АО "Звезда" и может заправлять в воздухе до трёх самолётов одновременно
(на практике 1 тяжёлый бомбардировщик или 2 самолёта типа МиГ-31
или Су-24М). 2 агрегата расположены под крылм, третий
- в хвостовой части фюзеляжа на левом борту. В кормовой кабине вместо стрелка
распологается оператор заправки. Максимально заправщик может отдать 85720 л
топлива (при использовании только крыльевых баков - 57720 л). Имеется радиотехническое
и световое оборудование, обеспечивающее поиск и сближение самолётов при дозаправке.
Предусмотрена также возможность заправки до 4 самолётов на земле. При демонтаже
фюзеляжных топливных баков превращается в обычный транспортный самолёт.
Первые 5 серийных Ил-78 были переданы в 1985 году в 610 ЦБПиПЛС ВТА (г. Иваново).
1 июня 1987 года самолёт был принят на вооружение Дальней авиации. К концу 80-х
годов Ил-78 вытеснил устаревшие заправщики М-4-2 и 3М-2.
В 1994 году 2 Ил-78 в составе группы Ту-95 совершили перелёт в США при обмене
визитами стратегической авиации.
Производство продолжается. На декабрь 2004 года изготовлен 51 самолёт разных
модификаций. Один самолёт был поставлен в Ливию, 6 - в Индию. После распада СССР
несколько самолётов достались Украине.
Модификации самолёта
-
Ил-78 (Ил-78Т) - базовая. Первый полёт 26 июня 1983 года. В 1984-1987 годах
построено 14 самолётов.
-
Ил-78В - модернизированный (проект). Отличается заправочными агрегатами МК-32В.
-
Ил-78М - модернизированный. Первый полёт состоялся 7 марта 1987 года. На
самолёте отсутствует десантно-транспортное оборудование. Взлётная масса
увеличена до 210 т. В 1987-1991 годах изготовлен 31 самолёт.
-
Ил-78МК - конвертируемый. Отличается большим запасом топлива. Разработан
в 1992-1993 годах.
-
Ил-78МКИ - экспортный для Индии. Отличается двигателями ПС-90А-76,
авионикой израильского и индийского производства. Изготовлено 6 самолётов.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Д-30КП-II |
Взлётная тяга, кгс |
4x12000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
50,5
46,59
14,76 |
Площадь крыла, м2 |
300 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина
высота |
24,5
3,45
3,4 |
Масса, т:
пустого
взлётная максимальная
посадочная максимальная |
98,0
190,0
151,5 |
Запас топлива, т |
118 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т |
40 |
Скорость, км/ч
максимальная
крейсерская
посадочная |
850
750-800
210 |
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км |
3650 |
Практический потолок, м |
12000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1700
1000 |
Экипаж, чел. |
7 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 56-59.
- Бутовски П.Б. Развитие советских средств дозаправки в воздухе // Авиация и Время. - 1998. - №3. - С. 16-24.
- Комиссаров Д.С. Ил-76: История самолёта. - М.: "Пресс-Соло", 1995.
- Марковский В.Ю. Ил-76 на службе в ВВС. - М.: "Экспринт", 2006. - С. 36-38.
- Самолёт-заправщик Ил-78 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 43-44.
- Шевельков А. Воздушные танкеры: Самолёты-заправщики семейства Ил-78 // Крылья Родины. - 1998. - №3. - С. 7-8.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 368-372.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|