|
|
Ил-62
Рост пассажирских авиаперевозок в СССР в 50-х годах потребовал
создания дальнего турбореактивного пассажирского самолёта большой вместимости.
В 1960 году ОКБ С.В.Ильюшина получило тактико-технические
требования МГА на такой самолёт и приступило к его проектированию. Разработка
самолёта, получившего обозначение Ил-62, совпала с вхождением в моду схемы
самолёта с двигателями на пилонах в хвостовой части фюзеляжа. Такое техническое
решение позволяло резко снизить шум в салоне и устранить опасность воспламенеиия
горючего в баках при аварии силовой установки. Однако, при этом возникла
большая разница между центровками пустого и загруженного самолёта. Поэтому
одним из важных вопросов при проектировании стало размещение основных опор
шасси. Для сокращения массы конструкции и уменьшения площади хвостового
оперения было решено разместить основные опоры впереди центра масс пустого
самолёта и ввести дополнительную четвёртую убирающуюся опору. Для устранения
неблагоприятных продольных характеристик стреловидного крыла его передней
кромке была придана ступенчатая форма (наплыв в виде "клюва"). Эти наплывы
при попадании в турбулентную зону с сильными вертикальными порывами воздуха
генерируют вихри, которые приводят к появлению пикирующего момента, исключающего
выход на большие углы атаки и срыв в штопор (т.е. выполняют функцию аэродинамических
гребней). Для повышения безопасности полёта была разработана простая и
надёжная система управления без применения бустеров. Впервые в отечественной
авиации была применена система электропитания переменного тока, работавшая
более надёжно и позволившая облегчить самолёт на 600 кг. Впервые так же
при проектировании были учтены нормы ИКАО по безопасности полёта (СССР
тогда ещё не был членом этой организации). Одновременно в ОКБ Н.Д.Кузнецова
велась разработка двухконтурного турбовентиляторного двигателя НК-8.
Для сокращения сроков испытаний было решено построить сразу 3 лётных
прототипа. Первый прототип Ил-62 с двигателями АЛ-7П экипаж в составе
В.К.Коккинаки и Э.И.Кузнецова поднял в небо 3 января 1963 года с аэродрома
ЛИИ в Жуковском. Прототип с двигателями НК-8 совершил первый полёт 24 апреля
1964 года. Третий прототип, ставший эталоном для серии, впервые взлетел 8
июля 1965 года. Серийное производство началось в 1965 году на Казанском
авиозаводе. Государственные испытания продолжались до середины 1967 года.
В этом же году началась опытная эксплуатация первых 4 серийных самолётов
в "Аэрофлоте". 10 февраля Ил-62 впервые приземлился в Праге. 11 июля экипаж
лётчика Б.С.Егорова выполнил перелёт по маршруту Мурманск - Северный полюс
- Новая Земля - Свердловск - Москва. В сентябре начались пассажирские перевозки
из Москвы в Алма-Ату, Монреаль, Париж, Рим. В 1970 году за создание Ил-62
Г.В.Новожилов, Я.А.Кутепов, В.И.Смирнов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин, В.Н.Овчаров
удостоены Ленинской премии (Ильюшина в списке не было, т.к. премия присуждалась
один раз и он уже получил её ранее), С.В.Ильюшин награждён Золотой медалью FAI.
Самолёт выполнен по аэродинамической схеме низкоплана с Т-образным хвостовым
оперением. Крыло стреловидное, моноблочной конструкции, с наплывом в виде
"клюва" на передней кромке. Механизация крыла включает элероны, закрылки
и интерцепторы. Фюзеляж эллиптического сечения типа монокок. Шасси самолёта
четырёхопорное. Задняя опора предохраняет пустой самолёт от опрокидывания
на стоянке и при рулении. Благодаря ей посадка пассажиров может осуществляться
в любой последовательности. Силовая установка Ил-62 состоит из 4 двухконтурных
ТРД НК-8-4 (на самолётах первых серий НК-8), установленных попарно на пилонах
в хвостовой части. На Ил-62М были установлены двигатели Д-30КУ конструкции
П.А.Соловьёва. При отказе одного из двигателей самолёт может продолжать
взлёт и набор высоты. Для сокращения пробега служит реверс тяги (впервые
в СССР) на крайних двигателях. Оборудование и агрегаты силовой установки
расположены в непосредственной близости от двигателей. Для запуска двигателей
и выработки электроэнергии на стоянке служит ВСУ ТА-6 (на Ил-62М - ТА-6А).
Запас топлива расположен в крыле в 7 баках. Герметичная пассажирская кабина
с двумя салонами оборудована системой кондиционирования воздуха. Существовали
различные варианты компоновки салонов. На самолёте имеются гардероб, буфет-кухня,
5 туалетов. Под полом рамещаются 3 герметичных и 1 негерметичный багажно-грузовые
отсеки. Для всех членов экипажа (включая проводников) предусмотрено кислородное
оборудование. Для больных и слабых пассажиров так же могут устанавливаться
персональные кислородные баллоны.
Всего было построено 250 самолётов Ил-62 различных модификаций, из них
75 поставлено на экспорт. Первым зарубежным покупателем стала Чехословакия
в 1969 году. В апреле 1970 года первую машину получила авиакомпания "Интерфлюг"
(ГДР). Самолёты Ил-62 эксплуатировались так же в авиакомпаниях Анголы,
Венгрии, Индии, Китая, КНДР, Кубы, Польши, Румынии, брались в аренду Францией,
Японией, Голландией и Египтом. Самолёт дважды модернизировался (в 1969
и 1978 годах). В 1971 году Ил-62М был показан на международном авиасалоне
в Ле Бурже. В 1975 году Ил-62 с Г.Ф.Байдуковым, А.В.Беляковым и сыном Чкалова
на борту совершил перелёт в Америку через Северный полюс, а обратно вернулся
по маршруту В.К.Коккинаки - через Атлантику. Осенью 1977 года женский экипаж
И.Вертипраховой на Ил-62М установил несколько мировых рекордов.
В настоящее время Ил-62М остаётся основным дальнемагистральным лайнером
России. Несколько самолётов принадлежит ВВС, в том числе "салон" министра
обороны. Один самолёт находится в музее ВВС в Монино.
Модификации самолёта:
-
Ил-62 - базовая. Выпускался в 1967-1974 годах.
-
Ил-62М - модернизированный. Разработан в 1969 году. Отличался двигателями
Д-30КУ со створчатым реверссом тяги, двухщелевыми закрылками, дополнительным
топливным баком в киле на 5000 л., системой механизированной загрузки багажа.
Первый полёт 10 марта 1968 года. На пассажирских трассах эксплуатируется
с 8 января 1974 года. В 1978 году произведено дополнительное усиление крыла.
-
Ил-62М "салон" - салон. Существовало несколько вариантов компоновки.
-
Ил-62М-200 - самолёт с пассажирским салоном на 200 человек. Комплектовался
двигателями Д-30КП-1.
-
Ил-62М-250 - самолёт с пассажирским салоном на 250 человек (проект). Отличался
удлинённым на 6,8 м фюзеляжем. Разрабатывался в 1969 году.
-
Ил-62М ВКП - воздушный командный пункт. Отличается силовой установкой с
пониженным уровнем шума, навигационным и связным оборудованием иностранного
производства. Изготовлен в 1 экземпляре, принадлежит МЧС.
-
Ил-62МГр - грузовой. Коммерческая нагрузка составляет 40 т.
-
Ил-62МК - модернизированный. Разработан в 1978 году. Число пассажирских мест
увеличено до 195, усилена конструкция крыла. Взлётная масса увеличена до 167 т.
Лётно-технические характеристики
|
Ил-62 |
Ил-62М |
Двигатели |
НК-8-4 |
Д-30КУ |
Взлётная тяга, кгс |
4х10500 |
4х11000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
43,2
53,12
12,35 |
43,2
53,12
12,35 |
Площадь крыла, м2 |
279,55 |
279,55 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная |
72
161,6 |
72
165 |
Масса коммерческой нагрузки, т |
23 |
23 |
Запас топлива, л. |
100000 |
105000 |
Количество пассажиров, чел. |
168-186 |
168-186 |
Скорость, км/ч:
крейсерская
посадочная |
850
265 |
870
265 |
Дальность полёта, км:
с максимальной заправкой и грузом 10 т
с максимальной коммерческой нагрузкой |
10000
7550 |
11050
8300 |
Высота крейсерского полёта, км |
9,5-12 |
9,5-12 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2930
1000 |
2250
1000 |
Экипаж (лётный), чел. |
5 |
5 |
Литература
- Андреев И. Борьба за вес. // Техника - молодёжи. - 1977. - №11. - С. 46-47.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 244-250.
- Васильев Н. Стареющий флагман "Аэрофлота": Авиалайнер Ил-62. // Крылья Родины. - 1997. - №7. - С. 1-4.
- Вульфов А. Флагман (Ил-62: история эксплуатации). // Авиация и космонавтика. - 2001. - № 3, 4.
- Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990. - С. 15-17, 233-249.
- Чуев Ф.И. Ильюшин. - М.: "Молодая гвардия", 1998. - С. 217-223.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|