Ил-38
Появление у США и их союзников подводных лодок с баллистическими
ракетами на борту потребовало создания средств обнаружения и борьбы с ними.
Первые тактико-технические требования на противолодочный самолёт на базе
Ил-18 были разработаны в ВВС и переданы в ОКБ-240
С.В.Ильюшина ещё в 1957 году (НИР "Мозжевельник"), но в то время ещё
не существовало специального оборудования. 11 декабря 1959 года вышло
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1335-594, поручавшее ССКНИИ-131 разработку
бортового оборудования радиогидроакустической системы поиска и обнаружения
подводных лодок "Беркут". Ответственным конструктором был назначен В.С.Шумейко
(позже его сменил А.М.Громов).
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №640-261 от 18 июня 1960 года поручало
ОКБ-240 разработку противолодочного самолёта на базе Ил-18В. Эскизное
проектирование (тема "Тунец") велось под непосредственным руководством
С.В.Ильюшина. Ответственным за Ил-38 был назначен заместитель генерального
конструктора Я.А.Кутепов. В апреле 1961 года началось изготовление первого
прототипа. 27 сентября лётчик-испытатель В.К.Коккинаки впервые поднял его
в небо. Но макетная комиссии по самолёты с системой "Беркут" завершила свою
работу только в июне 1962 года. В марте 1963 года на прототип было установлено
оборудование ППС "Беркут" (первоначально без ЦВМ), после чего начались его
испытания и доводка. Отлработка отдельных блоков производилась при помощи
летающей лаборатории на базе Ил-18. В июне-декабре 1965 года в Феодосии
прошли государственные испытания самолёта. В 1967 году началось его серийное
производство на Московском авиазаводе №30 "Знамя труда".
Ил-38 предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, выполнения
воздушной разведки и постановки морских мин. Оснащён поисково-прицельным
комплексом "Беркут-38". Для автоматизации решения навигационных и тактических
задач служит электронно-вычислительная машина ЦВМ-264. При поиске подводных
лодок используются сбрасываемые радиогидроакустические буи (РГБ-1, РГБ-2,
РГБ-3) и ориентирно-сигнальные бомбы (ОМАБ-25-12Д), авиационный поисковый
магнетометр (АПМ-60 или АПМ-73) и бортовая РЛС. Для уничтоженя лодок применяются
торпеды (специально для Ил-38 разработана торпеда АТ-2),
противолодочные бомбы и мины. В поисковом варианте самолёт может брать на
борт до 216 буёв РГБ-1, в поисковоударном - 144 РГБ-1, 10 РГБ-2, 3 РГБ-3
и 2 торпеды.
Конструкция самолёта, в основном, аналогична базовому Ил-18. Крыло сдвинуто
вперёд на 3 м, шасси усилено. Силовая установка состоит из 4 ТВД АИ-20М
(на самолётах ранних серий АИ-20) с воздушными винтами АВ-64 диаметром 4,5 м.
Для запуска двигателей в хвостовой части фюзеляжа установлена турбогенераторная
установка ТГ-16. В передней части фюзеляжа размещена герметичная кабина экипажа
объёмом 28 м3 с двумя люками и шахтой (нижний люк и шахта служат
для входа в кабину, верхний - для аварийного покидания самолёта при посадке
на воду). Кабина разделена на две части. В передней части располагается лётный
экипаж. В задней оборудованы рабочие места штурмана-оператора РЛС и оператора
самолётного приёмно-индикаторного устройства. Здесь же находятся откидная
койка, буфет, стол, санузел. В негерметичной части находится оборудование и
два грузоотсека для средств поиска и поражения подводных лодок. Под гермокабиной
установлена антенна РЛС, а в центроплане - дополнительный топливный бак.
Фюзеляж заканчивается хвостовой балкой из немагнитных материалов длиной
5,6 м, в которой размещается магнетометр. Система кондиционирования
доработана с целью обеспечения тепловой защиты оборудования в полёте при
открытых грузовых люках, вентилёции морский спасательных костюмов экипажа,
поддержания микроклимата для работы ЦВМ. В состав аварийного оборудования
входит надувной плот ПСН-6.
17 января 1969 года Ил-38 был принят на вооружение ВМФ. Первым его
получил Северный флот (в марте 1968 года был сформирован 24 оплап). В
1970 году самолёт освоили экипажи Тихоокеанского флота (77 оплап), в 1973
- Балтийского (145 оплаэ). Впервые самолёт был применён во время крупных
учений ВМФ "Океан" в 1970 году.
Высокие дальность и продолжительность полёта, простота и удобство
пилотирования, в том числе и на предельно малых высотах, автоматизация
процессов управления и решения специальных задач с применением широкого
спектра средств поиска и поражения подводных лодок вывели его на первое
место в системе противолодочной борьбы среди всех сил флотов. Самолёты
участвуют практически во всех мероприятиях оперативно-тактической подготовки
(а не только в противолодочных учениях), ведут воздушную разведку. При
выполнении поставленных задач самолёты базировались на аэродромах Египта,
Йемена, Ливии, Сомали, Эфиопии.
Серийное производство продолжалось до февраля 1972 года. Всего изготовлено
65 самолётов. В 1977 году 5 самолётов приобрела Индия. До сегодняшнего
дня Ил-38 остаётся самым надёжным самолётом морской авиации России (за
всё время эксплуатации была 1 катастрофа и 1 авария, причём не из-за отказа
техники). Он остаётся на вооружении ВМФ России (КСФ, КТОФ, ЦБП морской
авиации в Острове) и замены ему в ближайшее время не предвидится.
Модификации самолёта:
-
Ил-38 - серийный противолодочный самолёт. Первый полёт 27 июня 1961 года.
В 1967-1972 годах изготовлено 65 самолётов.
-
Ил-38 - экспортный для Индии. Отличался панелью географических координат,
рассчитанной на Южное полушарие, надписями на английском языке, отсутствием
буёв РГБ-3. Переоборудовано 5 самолётов.
-
Ил-38М - модернизированный с системой дозаправки топливом в воздухе.
Отличался ППС "Коршун", магнетометром "Бор-1С" (АПМ-73С). Разрабатывался
с апреля 1969 года.
-
Ил-38Н - модернизированный. Отличается патрульной системой "Новелла".
Разработан в 2002 году.
-
Ил-38СД - экспортный вариант Ил-38Н. Отличается патрульной системой "Си
Дрэгон" (экспортный вариант "Новеллы"). Разработан в 2002 году. С 2003
года поставляется в Индию.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
АИ-20М |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х4250 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
37,42
40,075
10,16 |
Площадь крыла, м2 |
140 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная |
34,03
63,5
66
52 |
Боевая нагрузка, кг:
нормальная
максимальная |
5370
8000 |
Запас топлива, л |
35135 |
Скорость, км/ч:
крейсерская
максимаольная
минимальная |
650
690
330 |
Дальность полёта, км |
7100 |
Радиус действия, км |
2000 |
Практический потолок, м |
10000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1700
1070 |
Экипаж, чел.
лётный
радиотехнический |
5
2 |
Литература
- Артемьев А.М. "Ильюшин" против подводной угрозы // Авиация и космонавтика. - 1999. - №7. - С. 9-22.
- Артемьев А.М. Противолодочный самолёт Ил-38 // Авиаколлекция. - 2008. - №11.
- Артемьев А.М. Противолодочные самолёты. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 101-173.
- Артемьев А.М. "Тунец" выходит на охоту: О противолодочном самолёте Ил-38. // Крылья Родины. - 2000. - №10. - С. 1-7.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 45-49.
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Поппури", 1999. - С. 150-152.
- Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990.
- Цветков С. Смена репертуара // Крылья Родины. - 1992. - №9. - С. 22.
- Чуев Ф.И. Ильюшин. - М.: "Молодая гвардия", 1998.
- Шахнович А. Охотник за субмаринами: Противолодочный самолёт Ил-38. // Крылья Родины. - 1998. - №3. - С. 9-10.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 117-120.
- Якубович Н.В. Феномен Ил-18 // Крылья Родины. - 1998. - №1. - С. 10-11.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника