|
|
Ил-18 Циклон
Разработка самолёта Ил-18ДЦ "Циклон" началась в
ОКБ им. С.В.Ильюшина 26 июня 1974 года по
заказу Центральной аэрологической обсерватории Госкомитета СССР по
гидрометеорологии и контролю окружающей среды. Летающая лаборатория
должна была исследовать процессы образования облаков, туманов, воздушной
турбулентности, колебаний температуры и давления, определять места
зарождения циклонов. Кроме того, ставилась задача превращения облаков
в дождь или снег и рассеивания тумана. Одновременно разрабатывались
аналогичные лаборатории на базе Ан-12БП и
Ту-16. В летающую лабораторию был переоборудован
Ил-18Д СССР-75442. Первый полёт состоялся 4 апреля 1980 года.
От пассажирского самолёта Ил-18ДЦ отличает носовая штанга длиной 4 м с
датчиками комплекса измерителя структуры воздушного потока, подфюзеляжный
обтекатель обзорной РЛС, 2 обтекателя сверху задней части фюзеляжа для
метеолокаторов вертикального зондирования. Кроме того, на внешней поферхности
фюзеляжа установлены многочисленные датчики различной научной аппаратуры,
обтекатели лазерных поляриметров, инфракрасного радиометра, кино- и
телеаппаратуры, люк для фотокамеры. 4 окна кабины заменены полусферическими
блистерами. Ещё один блистер установлен в верхней части фюзеляжа за крылом.
В нижней части фюзеляжа имеются 2 окна с плоскими оптическими стёклами
(на земле закрываются крышками).
Внутри фюзеляжа размещена аппаратура термодинамического комплекса,
средства измерения микроструктуры облаков и осадков, метеорологическая,
радиолокационная и лазерная аппаратура, средства активного воздействия
на облака, средства для регистрации и обработки результатов исследований.
В состав оборудования входила бортовая ЭВМ. Всего в салоне имелось 19
стендов с оборудованием и 33 рабочих места операторов. Для доступа в
полёте к оборудованию в нижних отсеках в полу были сделаны люки с
лестницами. Вместо заднего туалета оборудована фотолаборатория.
Ил-18ДЦ совместно с другими самолётами серии "Циклон" применялся в
различных научных программах по изучению атмосферных явлений над территорией
СССР. Использовался он и над территорией других государств. Например,
осенью 1986 года состоялся совместный советско-кубинский эксперимент
по исследованию природы тропических циклонов.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
АИ-20М |
Взлётная мощность, э.л.с. |
4х4250 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
37,4
35,9
10,17 |
Площадь крыла, м2 |
140,9 |
Взлётная масса, т |
64,0 |
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте
крейсерская |
685
650 |
Дальность полёта, км |
4300 |
Практический потолок, м |
12000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1000
800 |
Экипаж, чел.:
лётный
технический |
5
33 |
Литература
- Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990.
- История конструкций самолётов в СССР 1951-1965 гг. / Е.В.Арсеньев, Л.П.Берне, Д.А.Боев и др. - М.: "Машиностроение", 2002. - С. 169-171.
- Турьян В. Летающие лаборатории // Крылья Родины. - 1984. - №7. - С. 31.
- Цветков С. Классик "золотой" эры // Мир авиации. - 1996. - №2. - С. 50-52.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|