|
|
Ил-114
В первой половине 80-х годов в связи с ростом воздушных
перевозок на местных и средних авиалиниях возникла потребность в более
вместительных самолётах, способных перевозить 60-70 пассажиров. Кроме
того, парк Ан-24 начал постепенно сокращаться
из-за списания выработавших ресурс самолётов. В начале 1982 года генеральный
конструктор ОКБ им. С.В.Ильюшина Г.В.Новожилов
выступил с инициативой разработки нового пассажирского самолёта Ил-114.
Инициатива была поддержана руководством МАП и, несмотря на загрузку ОКБ
работами по доводке Ил-96-300, было принято решение
параллельно начать подборку материалов по Ил-114. Главным конструктором
по самолёту был назначен Н.Д.Таликов.
К октябрю 1983 года были разработаны техничские предложения и аванпроект.
Рабочее проектирование началось 2 сентября 1985 года. К июлю 1987 года был
построен полномасштабный макет. Постановлением СМ СССР срок ввода самолёта
в эксплуатацию был определён II кварталом 1991 года. Серийное производство
предполагалось сразу на двух заводах: ТАПО им. В.П.Чкалова и "Знамя Труда"
в Москве. Изготовление первого прототипа Ил-114 завершилось к концу 1989 года.
29 марта 1990 года экипаж лётчика-испытателя В.Белоусова впервые поднял его
в небо с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе. Самолёт прошёл комплекс
испытаний в Жуковском, Ташкенте и Якутске. Из-за кризиса в экономике и развала
страны испытания сильно затянулись. Подготовка к серийному производству на
ТАПОиЧ началась в ноябре 1994 года. Сертификат лётной годности от Авиарегистра
международного авиационного комитета был получен только 26 апреля 1997 года
(№130-114). В июне 1998 года Ил-114 совершил перелёт по городам России для
демонстрации возможностей самолёта региональным авиакомпаниям. В июне 1999
года узбекская авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари" начала первые пассажирские
рейсы на Ил-114.
Ил-114 предназначен для перевозки 64 пассажиров на местных воздушных
трассах протяжённостью не менее 1000 км. Возможна эксплуатация с небольших
аэродромов, имеющих как бетонные, так грунтовые полосы.
Ил-114 выполнен по схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая
с применением композиционных материалов. Фюзеляж типа полумонокок круглого
сечения (диаметр 2,86 м). Крыло прямое, трапецевидное в плане, большого
удлинения. Механизация крыла состоит из выдвижных двухщелевых закрылков
с фиксированным дефлектором. Шасси убирающееся, трёхопорное, с передней
стойкой. Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей
ТВ7-117С с малошумными шестилопастными винтами
СВ-34 диаметром 3,6 м. На самолёте установлен пилотажно-навигационный
комплекс ЦНПК-114, позволяющий пилотировать самолёт в дюбое время суток
в любых метеоусловиях. Предусмотрена установка двигателей и авионики западного
производства. Все средства отображения информации, органы управления бортовыми
системами объединены в единую информационно-управляющую систему с выводом
данных, необходимых для пилотирования и навигации, а также данных о работе
самолётных систем, на 5 цветными многофункциональных дисплеев.
В настоящее время изготовлено не менее 11 самолётов. В 1996 году поступило
предложение от Ирана об организации лицензионного производство Ил-114 в
этой стране. Но из-за натянутых отношений между Узбекистаном и Ираном сделка
сорвалась и освободившееся место занял украинский Ан-140.
В настоящее время в России самолёты Ил-114 эксплуатируются авиакомпанией
"Выборг".
Модификации самолёта:
-
Ил-114 - пассажирский самолёт для местных авиалииний. Первый полёт 29 марта
1990 года. Выпускается серийно.
-
Ил-114-50 - модернизированный. Салон рассчитан на 52 пассажира. Первый
полёт в феврале 1999 года.
-
Ил-114-100 - пассажирский самолёт с двигателями PW-127H фирмы "Пратт-Уитни
Канада". Разработан в 1997-1998 годах. Первый полёт состоялся 26 января
1999 года. Сертификат типа выдан МАК 24 декабря 1999 года.
-
Ил-114-300 - с двигателями ТВ7-117СМ. Отличается составом БРЭО, планировкой
салона.
-
Ил-114М - самолёт для местных авиалиний (проект). Отличается двигателями
Аллисон GMA-2100.
-
Ил-114МП - многоцелевой патрульный на базе Ил-114М (проект). Разрабатывается
с 1999 года.
-
Ил-114ОРР - океанский разведчик рыбы (проект). Отличается бортовыми
силовыми агрегатами, спасательными средствами, приборами спутниковой
и астрономической навигации. колёсно-лыжным шасси.
-
Ил-114П - патрульный (проект). Разрабатывается с 1999 года.
-
Ил-114ПР - самолёт для патрулирования, радиотехнической разведки и РЭБ
на базе Ил-114М (проект). Разрабатывается с 1999 года.
-
Ил-114ПРП - самолёт для патрулирования, радиотехнической разведки и РЭБ
на базе Ил-114 (проект). Разрабатывается с 1999 года.
-
Ил-114Т - транспортный для перевозки 7 т коммерческих
грузов. Первый полёт 14 сентября 1997 года.
-
Ил-114ФК - фотокартографический самолёт (проект). Разрабатывался 1988-1992
годах.
-
Ил-138 - многоцелевой патрульный самолёт (проект). Отличается двигателями
АИ-20.
-
Ил-140 - самолёт ДРЛО (проект). Оснащён двигателями АИ-20. Разрабатывается
с 1999 года.
-
Ил-140М - поисково-спасательный (проект).
Лётно-технические характеристики
|
Ил-114 |
Ил-114-100 |
Двигатели |
ТВ7-117С |
PW-127H |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х2500 |
2х2750 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
30,0
26,88
9,32 |
30,0
26,88
9,32 |
Площадь крыла, м2 |
81,9 |
81,9 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
-
23,5
- |
-
-
- |
Запас топлива, кг |
6500 |
6500 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
-
500 |
-
- |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
с коммерческой нагрузкой 1,5 т |
1000
4800 |
1000
5000 |
Практический потолок, м |
- |
- |
Крейсерская высота полёта, м |
7200 |
|
Длина разбега, м
пробега, м |
1550
1300 |
1550
1300 |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 267-272.
- Берне Л.П. Триумф фирмы "Ильюшин". // Крылья Родины. - 1997. - №6. - С. 31-32.
- Егоров Ю. Самолёты "Ильюшин" на МАКС-99. // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 5-7.
- Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990.
- Ил-114, Ил-114Т. // Самолёты мира. - 1997. - № 1-2. - С. 34.
- Таликов Н. Для местных авиалиний. // Крылья Родины. - 1995. - №6. - С. 29-30.
- Таликов Н. Экономичный, скоростной, надёжный. // Крылья Родины. - 2001. - №3. - С. 8-11.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|