|
|
Ил-102
Изучение опыта войны во Вьетнаме и ближневосточных конфликтов
привело в конце 60-х годов руководство ВВС к идее возродить штурмовую авиацию,
упразнённую в 1956 году. Был объявлен конкурс проектов штурмовиков, в котором
приняли участие ОКБ А.С.Яковлева, А.И.Микояна, П.О.Сухого и С.В.Ильюшина.
Работы по созданию реактивного штурмовика в ОКБ С.В.Ильюшина
началась 25 апреля 1968 года. Первоначально был предложен проект самолёта
Ил-42 с двумя двигателями АМ-5Ф, являющийся дальнейшим развитием штурмовика
Ил-40 (разработан в начале 50-х годов), но по итогам конкурса, состоявшегося
в июне 1969 года, продолжение работ по теме перспективного штурмовика было
поручено ОКБ А.И.Микояна (самолёт МиГ-21ЛШ) и П.О.Сухого (самолёт Т-8).
Работы же по самолётам Ильюшина и Яковлева (Як-25ЛШ) были прекращены.
Работы по созданию перспективного штурмовика были продолжены в ОКБ Ильюшина
в инициативном порядке под руководством Г.В.Новожилова. Новый самолёт,
получивший обозначение Ил-102, отличался от Ил-42 изменённой формой носовой
части фюзеляжа, обеспечивающей личший обзор вперёд-вниз, более мощными
двигателями, усиленным вооружением. Увеличение габаритов самолёта заставило
отказаться от едино бронекорпуса, как это было на Ил-2 или Ил-10. Бронёй
было решено защитить кабины экипажа, а также частично двигатели и топливную
систему. Для повышения живучести было применено губчатое заполнение топливных
баков. Наступательное пушечное вооружение, как и на Ил-40, было решено
сделать подвижным. Из-за недостатка средств и поддержки со стороны Министерства
обороны работы по Ил-102 сильно затянулись. Постойка прототипа была завершена
только к началу 1982 года. 20 января самолёт лично осмотрел главком ВВС
П.С.Кутахов, но, не смотря на его поддержку, министр обороны Д.Ф.Устинов
категорически запретил Новожилову "заниматься самодеятельностью". Для конспирации
самолёты в ОКБ было даже присвоено ни о чём не говорящее название ОЭС-1
(опытно-экспериментальный самолёт). 25 сентября он впервые поднялся в небо
(лётчик-испытатель С.Г.Близнюк).
Ил-102 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным
стреловидным крылом. Фюзеляж типа полумонокок. В центральной его части
расположены гермокабины лётчика и стрелка, между которыми располагаются
топливные баки. Фонари кабин изготовлены из плоских бронестёкол. В кабинах
установлены катапультные кресла К-36Л, обеспечивающие покидание самолёта
на нулевой скорости и высоте. Имеется устройство синхронного катапультирования
(катапультируясь, лётчик может катапультировать и стрелка). Шасси трёхопорное
с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДД И-88 (бесфорсажный
вариант РД-33) конструкции С.П.Изотова. Наступательное
вооружение включает двухствольную 30-мм пушку ГШ-301
на качающемся подфюзеляжном лафете (боекомплект 500 снарядов), свободнопадающие
авиабомбы калибром до 250 кг (размещаются в крыльевых грузоотсеках), блоки НАР,
ракеты Х-25Л, Р-60М, Р-73
(размещаются на 8 узлах внешней подвески). Оборонительное вооружение состоит
из двухствольной 23-мм пушки ГШ-23Л в хвостовой части
фюзеляжа. В отогнутых вниз законцовках крыла устанавливаюся блоки выброса
ИК-ловушек и дипольных отражателей.
В 1982-1984 годах Ил-102 успешно прошёл все испытания (было выполнено
примерно 250 полётов). Но в этот период уже было развёрнуто полномасштабное
производство Су-25, перед которым он не имел серьёзных
преимуществ. В 1986 году программу попытались реанимировать, но ухудшившаяся
внутриполитическая и экономическая обстановка в стране не дала это сделать.
Летом 1992 года Ил-102 был продемострирован на Московском авиасалоне.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
И-88 |
Взлётная тяга максималная, кгс: |
2х5380 |
Габариты, м:
разиах крыла
длина
высота |
16,98
17,75
5,08 |
Площадь крыла, м2 |
- |
Масса, кг:
пустого
взлётная максимальная |
-
22000 |
Запас топлива максимальный, кг |
3700 |
Боевая нагрузка, кг |
7200 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
950
850 |
Дальность полёта перегоночная, км |
3000 |
Боевой радиус дествия на малой высоте, км |
300 |
Практический потолок, м |
10000 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
5,0 |
Длина разбега, м
пробега, м |
-
300 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Бедретдинов И.А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25. - М.: ИЧП "Кучково поле", ТОО "Р-Мажор", B&Co Publishing Group, 1994.
- Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 111-114.
- Кондратьев В. Ил-102: Кто против? // Крылья Родины. - 1993. - №№ 6, 7.
- Левин М.А. Новые "горбатые". // Крылья Родины. - 1992. - №12. - С. 32-33.
- Штурмовик Ил-102 и Су-25ТК. // Авиационная и ракетная техника. - 1992. - №1727. - С. 5.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|