|
|
Боинг-777
В 1972 году фирма "Боинг" совместно с итальянским концерном
"Аэриталия" разработала проект BA-751. Затем на фирме "Боинг" под руководством
К.Холтби было разработано ещё несколько проектов под общим обозначением 7X7.
В январе 1978 года двухмоторные варианты 7X7 получили обозначение
Боинг-767, а трёхмоторные - Боинг-777. Боинг-767
вскоре был запущен в серийное производство, а от трёхмоторного самолёта
отказались.
К 1990 году был разработан новый проект, уже двухмоторный. Первоначально
предполагалось удлинить фюзеляж Боинга-767-300 на 8,66 или 13,69 м и установить
новое крыло большего размаха, но такой самолёт вызвал бы проблемы с парковкой
в аэропортах. Следующим шагом был проект Боинг-767-X, у которого средняя и
задняя части фюзеляжа были двухэтажными (сечение представляло собой восьмёрку),
но от него так же отказались. В феврале 1989 года началось проектирование
совершенно нового самолёта с фюзеляжем круглого сечения диаметром 6,2 м,
позволявшим устанавливать кресла по 9 или 10 в ряд. В январе 1990 года новый
самолёт получил обозначение Боинг-777. При разработке самолёта широко применялось
компьютерное проектирование.
В феврале 1991 года был готов макет самолёта. В июне 1991 года появились
первые заказы на новый самолёт. Первый прототип был изготовлен в 1993 году.
В марте 1994 года состоялась его презентация. 9 апреля прототип был выкачен
из сборочного цеха, а 12 июня совершил первый полёт. Испытания с участием 9
прототип продолжались до марта 1996 года (суммарный налёт составил 7000 часов),
после чего самолёт был сертифицирован. Серийное производство организовано на
заводе фирмы Эверетте. 20% комплектующих выпускают японские фирмы "Мицубиси",
"Кавасаки" и "Фуджи". 15 мая 1995 года первый серийный Боинг-777 поступил в
авиакомпанию "Юнайтед". 7 июня он совершил первый рейс с пассажирами на борту
из Лондона в Вашингтон.
Общая компоновка Боинга-777 аналогична самолётам Боинг-757
и Боинг-767. Самолёт представляет собой свободнонесущий
низкоплан со стреловидным крылом (31,1° по линии четвертей хорд) и классическим
хвостовым оперением. По желанию заказчика крыло может быть выполнено складывающимся.
Силовая установка состоит из двух ТРДД PW4073A (PW4084) фирмы "Прэтт-Уитни".
По желанию заказчика могут устанавливаться двигатели CE90-B5 фирмы "Дженерал
Электрик" или Трент-870 (-895) фирмы "Роллс-Ройс". Шасси трёхопорное с передней
управляемой стойкой. Кабина пилотов аналогична Боинг-757/767. Существует
несколько вариантов планировки салона: салон с числом мест 305-328 в трёх
классах, салон с числом мест 375-400 в двух классах, салон с числом мест
440 в экономическом классе. Все кресла оборудованы телесистемати (для их
питания имеется 3 генератора по 120 кВт). В грузовых отсеках возможна перевозка
32 контейнеров LD3.
Серийное производство продолжается. К началу 2005 года изготовлен 681
самолёт. Поставляется авиакомпаниям Австрии, Великобритании, Египта, Китая,
Маврикия, ОАЭ, Саудовской Аравии, Сингапура, США, Франции, Южной Кореи,
Японии. В настоящее время два Боинга-777-2Q8 эксплуатируются Аэрофлотом.
В разработке модификаций принимают участие российские специалисты.
Модификации самолёта:
-
Боинг-777-200 - первый серийный вариант. Выпускается с 1995 года.
-
Боинг-777-200ER (Боинг-777-200IGW, Боинг-777-200B) - с увеличенной до
13670 км дальностью полёта. Разработан в 1992-1996 годах. Первый полёт
в сентябре 1996 года. Выпускается с 1996 года. 31 марта - 2 апреля 1997
года на Боинге-777-200IGW совершён кругосветный перелёт по маршруту Сиэтл
- Куала-Лумпур - Сиэтл (37344 км за 41 ч. 59 мин.).
-
Боинг-777-200LR - с увеличенной до 17000 км дальностью полёта. В разрабтке
принимало участие российскиое КБ Боинга. Первый полёт 8 марта 2005 года.
-
Боинг-777-300 - с удлинённым на 10,13 м фюзеляжем. Отличается усиленной
конструкцией фюзеляжа, центроплана и шасси. Количество пассажиров увеличено
до 550. Первый полёт 24 октября 1997 года. Выпускается с 1998 года.
-
Боинг-777-300ER - с увеличенной до 13600 км дальностью полета. Первый полёт
24 февраля 2003 года. Выпускается с 2004 года. Изготовлено не менее 107 самолётов.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
PW4073A |
Взлётная тяга, кгс |
2х33600 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
60,93
63,73
18,52 |
Площадь крыла, м2 |
427,8 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
посадочная |
135,87
262,47
201,85 |
Запас топлива, л |
117335 |
Коммерческая нагрузка, т |
54,63 |
Число пассажиров, чел. |
305-440 |
Кресерская скорость, км/ч |
905 |
Дальность полёта, км |
8920 |
Практический потолок, м |
13100 |
Длина разбега, м
пробега, м |
-
- |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Беляев В.В. Гражданская авиация на рубеже столетий. // Авиация и Время. - 2001. - №4. - С. 25-29.
- Тищенко Д. "Портвейн" как средство передвижения. // М-Хобби. - 2003. - №4. - С. 42-45.
- Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Самолёт Боинг-777. - М.: "Авико Пресс", 1994.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|