 |
|
Бе-42
Разработка А-40 в ОКБ МС им. Г.М.Бериева
началась в 1983 года. 19 июня 1986 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР
№741-208, официально поручавшее ОКБ Г.М.Бериева создание самолёта для борьбы
с подводными лодками и надводными кораблями в ближней и средней океанских зонах.
Учитывая ограниченную потребность ВМФ в таких самолётах, при проектировании в
конструкцию была заложена возможность переоборудования самолёта в многоцелевой,
способный выполнять поисково-спасательные работы, пассажирские и грузовые
перевозки, тушение промышленных и лесных пожаров. Большое внимание было уделено
выбору обводов фюзеляжа и формы днища. С этой целью была проведена серия
исследований в гидроканале ЦАГИ. В результате получены эксплуатационные перегрузки
при взлёте с воды в 2 раза меньшие, чем на Бе-10 и Бе-12.
Днище впервые в мировой практике выполнено с переменной килеватостью и низким
реданом. Для снижения амплитуды продольных колебаний в зареданной части днища
установлены дефлекторы и демпферы тангажа.
Самолёт-амфибия А-40 был изготовлен в 2 экземплярах в 1988 году. Первый полёт
состоялся в декабре 1986 года (лётчик-испытатель Е.Лахмастов). А-40 прошёл
все лётно-конструкторские и государственные испытания. Началась подготовка
к серийному производству на Таганрогском авиазаводе "ТАВИА". В 1990 году
самолёт принят на вооружение под обозначением Бе-42. Впервые продемонстрирован
публике в июле 1991 года на авиасалоне в Ле-Бурже.
Бе-42 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана со
стреловидным крылом (23,2° по передней кромке) и Т-образным хвостовым оперением.
Крыло набрано из сверхкритических профилей. относительной толщиной 14,5-10,5%.
Механизация крыла включает выдвижные двухщелевые закрылки большой площади,
отклоняемые носки на передней кромке по всему размаху и интерцепторы. Для
повышения устойчивости на воде на концевых частях крыла на коротких пилонах
установлены поплавки. Фюзеляж однореданный большого удлинения (13,4). Сзади
фюзеляжа установлен водяной руль. В конструкции планера широко использованы
сотовые клееные конструкции и композиционные материалы. Шасси убирающееся,
трёхопорное, с носовой стойкой. Основные стойки четырёхколёсные, убираются
в фюзеляж. Предусмотрена установка лыжного шасси. Силовая установка состоит
из 2 турбореактивных двухконтурных двигателей Д-30КПВ,
установленных на пилонах над обтекателями шасси за крылом, и 2 вспомогательных
РД-38К, расположенных под основными. Для защиты воздухозаборников от попадания
воды в носовой части фюзеляжа и перед реданом установлены брызгоотражатели.
Имеется система дозаправки топливом в воздухе (топливоприёмная штанга размещена
над носовой частью фюзеляжа). В передней части фюзеляжа расположена кабина
экипажа. За ней расположен отсек радиоэлектронного оборудования, в котором
размещается оборудование прицельно-поискового комплекса "Сова". За радиоотсеком
находится отсек вооружения длиной 6,1 м, в котором могут размещаться до 3
противолодочных торпед "Орлан" или 4-6 противолодочных управляемых ракет
"Коршун", "Ястреб" и "Орёл", а также морские мины и бомбы. Под крылом могут
подвешиваться противокорабельные ракеты Х-35. В кормовой
части может монтироваться дистанционно управляемая пушечная установка.
Из-за экономического кризиса и развала страны серийное производство Бе-42
до сих пор не развёрнуто. Тем не менее, на "Альбатросе" неоднократно участвовал
в различных международных выставках. На нём было установлено 138 мировых
рекордов в классах C-2, C-2h (гидросамолёты), C-3, C-3h (амфибии). Аналогов
в мире самолёт не имеет (и в ближайшее время не предвидится). Опыт разработки
Бе-42 был использован при создании анфибии Бе-200.
Модификации самолёта:
-
А-40 "Альбатрос" - базовая. Первый полёт в декабре 1986 года.
-
А-40М - модернизированный (проект). Отличается улучшенной аэродинамикой.
-
А-40П - пассажирский (проект). Отличается салоном на 105 пассажиров.
-
А-40ПТ - грузопассажирский (проект).
-
А-42 (Бе-42) - поисково-спасательный (проект). Отличается наличием спасательного
(в т.ч. 2 моторные лодки ЛПС-6) и медицинского оборудования.
-
А-42ПЭ (Бе-42ПЭ) - поисково-спасательный (проект). Отличается 2 винто-вентиляторными
двигателями Д-27А и 1 стартовым РД-33АС,
поисково-прицельной системой "Морской змей", пилотажным комплексом АРИА-В.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
2 Д-30КПВ
+ 2 РД-38К |
Взлётная тяга, кгс |
2х12000
+2х2985 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота на сухопутном шасси |
41,62
43,84
11,07 |
Площадь крыла, м2 |
200 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
44
86
90 |
Запас топлива, т |
35 |
Масса коммерческой нагрузки, т |
10 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская
патрулирования |
850
800
320-400
|
Практический потолок, м |
13000 |
Дальность полёта, км:
с нагрузкой 6 т
с максимальной нагрузкой
перегоночная |
4800
4000
5500 |
Продолжительность патрулирования максимальная (с дозаправкой), ч. |
12 |
Длина разбега, м
с воды
с суши |
2000
1200 |
Длина пробега, м
на воде
на суше |
900
700 |
Мореходность, баллы |
3 |
Экипаж, чел. |
4 |
Литература
- Гордиенко Ю.В., Морозов В.П., Прибылов А.С. Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999.
- Панатов Г.С. Почём нынче амфибии. // Крылья Родины. - 1992. - №6. - С. 12-13.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 113-116.
- Якубович Н.В. Все самолёты Г.М.Бериева. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 81-89.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|