 |
|
Бе-200
Разработка многоцелевой амфибии Бе-200 началась в
ОКБ им. Г.М.Бериева в 1989 году под руководством
главного конструктора А.Явкина. При проектировании широко использовался
опыт создания противолодочного самолёта А-40. Для
реализации проекта создано совместное предприятие "БЕТАИР" (Бериев-Таганрог-Иркутск).
Для продвижения амфибии на зарубежном рынке и ускорения сертификации самолёт
проектировался с учётом американских норм лётной годности FAR-25. В 1995
году был изготовлен первый планёр для статических испытаний. Для испытания
пожарного оборудования в 1996 году была подготовлена летающая лаборатория
Бе-12П-200. Прототип Бе-200 впервые поднялся в
небо 24 сентября 1998 года с аэродрома Иркутского
авиационного производственного объединения (ИАПО) (командир экипажа
К.В.Бабич). В июне 1999 года он демострировался на авиасалоне в Ле Бурже.
Во время испытаний было выполнено около 600 полётов, из них 170 - с посадкой
на воду. В августе 2001 года был получен сертификат типа ограниченной
категории и началось серийное производство в Иркутске. В марте 2003 года
самолёту присвоено название "Альтаир".
Бе-200 внешне напоминает уменьшенный в размерах А-40 (длина и размах
крыльев уменьшены на 25%, взлётная масса - вдвое). Амфибия не привязана к
аэродромам высокого класса, что делает её незаменимой в районах Крайнего
Севера, Сибири и Дальнего Востока. Самолёт может эксплуатироваться с
аэродромов, имеющих ВПП длиной до 1800 м, внутренних водоёмов и морских
акваторий глубиной более 2 м при высоте волны 1,2 м.
Главным назначением Бе-200 является борьба с лесными пожарами. В режиме
глиссирования самолёт за 12-14 с набирает на борт 12 т воды в 8 секций
баков, расположенных под полом кабины. При удалении 200 км от аэродрома
базирования до водоёма и расстоянии 10 км от последнего до очага пожара
Бе-200 за одну заправку может сбросить до 320 т воды. Бортовой пилотажно-навигационный
комплекс АРИА-200 (совместная разработка НИИ авиационного оборудования и
американской фирмы "Аллайд Сигнал Аэроспейс") позволяет решать специфические
амфибийные задачи при тушении пожаров в автоматическом режиме, включая выход
на очаг пожара и акваторию забора воды, заход на посадку до высоты 60 м и
точное определение взаимного положения в группе при ограниченной видимости.
Кроме пожарного предусмотрены варианты пассажирского, административного,
грузового, патрульного применения Бе-200. В пассажирском варианте самолёт
может перевозить 68 пассажиров, в десантном грузовой отсек вмещает 30
десантников в полной экипировке, в санитарном - 30 больных на носилках и
7 сопровождающих. На самолёте установлены 2 турбовентиляторных двигателя
Д-436ТП производства Запорожского моторостроительного
завода "Мотор-Сiч". По требованию заказчика могут устанавливаться двигатели
BR-715 (BMW + "Роллс-Ройс") или "Аллисон-2000".
Бе-200 представляет собой высокоплан классической схемы с Т-образным
хвостовым оперением. Стреловидное крыло снабжено отклоняемыми носками и
двухсекционными щелевыми закрылками. Для обеспечения боковой остойчивости
под крылом установлены поплавки. Лодка - однореданный классический полумонокок
с 10 водонепроницаемыми отсеками. Кабина экипажа отделена от грузового отсека
водонероницаемой перегородкой. Грузовой люк в хвостовой части позволяет
загружать контейнеры АКБ-1,5 и другие крупногабаритные грузы. В конструкции
планёра широко используются алюминиевые сплавы повышенной коррозионной
стойкости и композиционные материалы. Трёхопорное шасси с носовой стойкой
убирается в днище лодки.
На осень 2006 года изготовлены 5 самолётов Бе-200. На Бе-200 установлено
24 международных рекорда (в основном по скороподъёмности). 1 самолёт продан
МЧС Азербайджана, ещё 1 - передан в лизинг итальянской авиакомпании "Сорем".
Фотографии Бе-200 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта
-
Бе-200 - пожарный (базовая модификация). Первый полёт 24 сентября 1998 года.
-
Бе-200М - модернизированный (проект). Отличается усиленной конструкцией планёра,
дополнительными топливными баками.
-
Бе-200П - патрульный (проект).
-
Бе-200RR - экспортный. Отличается двигателями Роллс-Ройс RB715.
-
Бе-200ЧС - поисково-спасательный для МЧС. Отличается поисково-спасательным
оборудованием, системами наблюдения и звукового оповещения. Выпускается с
2001 года. В 2002 году самолёт удостоен Серебряной медали Международного
салона инноваций в Сеуле.
-
Бе-210 - пассажирский (проект).
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Д-436ТП |
Взлётная тяга, кгс |
2х7500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота на сухопутном шасси |
32,78
32,049
8,9 |
Габариты грузовой кабины, м
длина
ширина
высота |
18,7
2,4
1,8 |
Площадь крыла, м2 |
117,4 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
-
37,2
43 |
Запас топлива, т |
|
Масса коммерческой нагрузки, т |
6 |
Скорость, км/ч:
максимальная
экономическая |
710
600 |
Практический потолок, м |
8000 |
Дальность полёта, км:
максимальная
с нагрузкой 6 т |
3850
1400 |
Длина разбега, м
с воды
с суши |
1000
700 |
Длина пробега, м
на воде
на суше |
1300
1050 |
Мореходность, баллы |
3 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 234-238.
- Бобошин Н. "Иркут" стремится в небо // Крылья Родины. - 1996. - №12. - С. 1-2.
- Кобзев В. Бе-200: Пожарный, спасатель, перевозчик, дозорный // Двигатель. - 2002. - №4. - С. 12-13.
- Якубович Н.В. Все самолёты Г.М.Бериева. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 102-108.
- Якубович Н.В. Второе пришествие гидросамолётов: Бе-200 - первое свидание с небом // Крылья Родины. - 1998. - №11. - С. 1-3.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|