Бе-12ПЛ
Проектирование специализированного турбовинтового самолёта
для борьбы с подводными лодкама в ОКБ морского самолётостроения
началось в марте 1956 года (постановление СМ СССР и ЦК КПСС от 28.03.1956).
Предварительное проектирование возглавляд А.К.Константинов, общее руководство
работами осуществлял сам генеральный конструктор ОКБ МС Г.К.Бериев. Самолёту
было присвоено обозначение Бе-12 (заводское обозначение - изделие "Е").
Работа продвигалась довольно быстро и спустя 8 месяцев уже был готов макет
нового самолёта. В августе 1956 года в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-102
была произведена продувка модели Бе-12. Первый прототип самолёта был построен
силами опытного производства с помощью авиазавода №86 в конце 1959 - начале
1960 года. Первый полёт с водной поверхности прототип выполнил 18 октября,
а с сухопутного аэродрома - 2 ноября 1960 года.
В основу конструкции была положена испытанная временем схема Бе-6 с
крылом типа "чайка". Первоначально предполагалось оснастить машину двигателями
ОКБ Н.Кузнецова НК-4Ф взлётной мощностью 5000 л.с. Позже он был заменён
двигателем АИ-20 конструкции А.И.Ивченко. Вся
боевая нагрузка размещалась в фюзеляжном зареданном отсеке с водонепроницаемыми
створками. Но предусматривались и подкрыльевые пилоны внешней подвески
грузов. От предшественников (Бе-6, Бе-10) самолёт отличала амфибийность.
Он мог самостоятельно выбираться на берег, используя колёсное шасси.
Для защиты от попадания воды двигатели вынесены вперёд от передней кромки
крыла. В кормовом отсеке лодки размещена вспомогательная силовая установка
АИ-8, необходимая для пуска двигателей. Конструкция
планера цельнометаллическая, за исключением полотняной обшивки рулей и
элеронов. Лодка амфибии двухреданная, разделена на 10 отсеков водонепроницаемыми
перегородками. При повреждении любых двух отсеков плавучесть самолёта
сохраняется. Под крыльями установлены однореданные поплавки боковой
остойчивости. Хвостовое оперение двухкилевое. Шасси самолёта трёхколёсное
с хвостовой опорой.
Бе-12 был оснащён передовым для своего времени радиоэлектронным
оборудованием, позволявшим решать задачи самолётовождения, инструментальной
посадки в условиях ограниченной видимости и ночью, а также вести поиск
подводных лодок. Для обнаружения подводных лодок самолёт использует
гидроакустическую систему "Баку" (сбрасываемые радиогидроакустические
буи трёх типов), авиационный магнетометр АПМ-56, РЛС "Инициатива-2Б".
Для уничтожения подводных лодок могут использоваться торпеды АТ-1 и
глубинные бомбы (в том числе ядерные СК-1 "Скальп"). Так как на борту
самолёта размещается большое количество радиоэлектронного оборудования,
к системе электроснабжения предъявляются жёсткие требования. Бе-12 стал
первым отечественным самолётом с системой электроснабжения от двух независимых
источников питания со 100% резервом.
Серийное производство было развёрнуто на заводе №86 им. Г.М.Димитрова
в Таганроге (ныне АО "Таганрогская авиация"). Первый серийный Бе-12 был
выпущен 12 декабря 1963 года. Производство продолжалось до июня 1973 года.
Всего, кроме 2 прототипов, было выпущено 140 машин. 29 ноября 1968 года
приказом министра обороны Бе-12(ПЛ) принят на вооружение ВМФ. Первые 2
серийных самолёта осенью 1964 года поступили в 33 Учебный центр авиации ВМФ.
Затем его начали осваивать в строевых частях всех флотов Советского Союза.
За создание самолёта Г.М.Бериеву и группе работников ОКБ присуждена
Государственная премия СССР. На Бе-12 установлено 42 официально зарегистрированных
мировых рекорда. Самолёт неоднократно демонстрировался на воздушных парадах
и выставках.
В настоящее время некоторая часть выпущенных самолётов продолжает оставаться
в строю. 14 Бе-12 переданы Украине. Один из самолётов первых серий выставлен
в музее ВВС в Монино.
Модификации самолёта:
-
Бе-12ПЛ - противолодочный самолёт, основной вариант Бе-12.
-
Бе-12И - амфибия для научно-исследовательских целей.
-
Бе-12Н (изделие "ЕН") - с усовершенствованной поисково-прицельной системой
(переоборудовались из серийных машин с апреля 1976 года).
-
Бе-12НХ - транспортный. В 1993 году переоборудовано
2 серийных Бе-12. Используются в Сахалинской авиакомпании "Тихоокеанский
авиаработник".
-
Бе-12П - пожарный самолёт. В 1991-1993 годах изготовлено
3 самолёта путём переделки из списанных Бе-12. Постановлением правительства
РФ №620 от 01.06.94 предусматривалась переделка в пожарные ещё 8 Бе-12,
но деньги так и не были выделены.
-
Бе-12П-200 - летающая лаборатория для испытания
системы пожарного оборудования самолёта Бе-200.
-
Бе-12СК (Бе-12С, изделие "ЕСК") - опытный, вооружённый спецбоеприпасом.
-
Бе-12ФС (изделие "ЕФС") - опытный с двигателями АИ-20ДК.
-
Бе-12ЭКО - самолёт экологической разведки (проект).
-
Бе-14 (Бе-12ПС, изделие "ЕПС") - поисково-спасательный
на 33 пострадавших. Построен в 1965 году в 1 экземпляре.
-
М-12 - рекордный. Установлено 46 мировых рекордов.
-
Изделие "3Е" - самолёт-спасатель на 15-29 пострадавших (Бе-12 со снятым
вооружением и спецоборудованием). Строился небольшой серией с 1971 года.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
АИ-20Д |
Взлётная мощность, л.с. |
2x5180 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота (в варианте гидросамолёта) |
29,842
30,11
7,4 |
Площадь крыла, м2 |
99 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
24
34,5
36 |
Запас топлива, т |
9 |
Масса боевой нагрузки, кг:
нормальная
максимальная |
1500
3000 |
Скорость, км/ч:
у поверхности воды
на высоте 4000 м |
497
540 |
Время набора высоты 4000 м, мин. |
8 |
Практический потолок, м |
8000 |
Дальность полёта, км |
3570 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1200
1100 |
Экипаж, чел. |
4 |
Литература
- Артемьев А.М. Противолодочные самолёты. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 29-101.
- Артемьев А.М. "Чайка" над морем. // Авиация и Время. - 1997. - №3. - С. 11-20.
- История конструкций самолётов в СССР 1951-1965. - М.: "Машиностроение", 2002. - С. 106-117.
- Мартыненко В.Н., Сальников А.И. Самолёт-амфибия Бе-12. // Авиация и Время. - 1997. - №3. - С. 4-10.
- Якубович Н.В. Все самолёты Г.М.Бериева. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 54-65.
- Якубович Н.В. "Чайки" над морем. // Крылья Родины. - 1996. - №9. - С. 1-5.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника