Ан-74
В октябре 1975 года МАП выдало техзадание на разработку
самолёта для Арктики и Антарктики. Решением Президиума СМ СССР №160 от
30 июня 1977 года разработка была поручена ОКБ
О.К.Антонова. Работы по самолёту Ан-74 начались, но долгое время
оставались на предварительной стадии. По предложению П.В.Балабуева
было решено использовать одну базу с военно-транспортным самолётом
Ан-72. В декабре 1980 года вышел приказ МАП
№519, которым ОКБ поручалось создания единого базового самолёта. Ведущим
конструктором по Ан-74 был назначен А.Н.Дашивец (летом 1983 года его
сменил Ю.И.Повалий, с 1987 года - Д.С.Кива).
По сравнению с Ан-72 был перекомпонован грузовой отсек, установлено
крыло большей на 9,12 м2 площади (это же крыло стали устанавливать
и на серийных Ан-72), более производительная противооблединительная
система, изменён состав БРЭО. В экипаж ввели штурмана, для работы
которого был предусмотрен блистер. Второй блистер, для гидролога,
установили в начале грузового отсека. В 1983 году был изготовлен первый
прототип (путём переделки третьего прототипа Ан-72). 29 сентября 1983
года экипаж лётчика-испытателя С.А.Горбика впервые поднял его в небо.
Сертификационные испытания Ан-74 начались в 1984 году. На следующий
год приступили к испытательным полётам на Севере. Летом самолёт проверяли
жарой в Средней Азии. Затем принял участие в программе испытаний Ан-72
и на полгода сменил обозначение на Ан-72А (арктический). В марте 1986
года опытный самолёт (по личному разрешению министра) участвовал в
эвакуации со льдины лыжной экспедиции Д.И.Шпаро, т.к. никакой другой
самолёт с такой задачей справится тогда не мог. В октябре 1986 года
был показан на международной выставке в Ванкувере (Канада). Государственные
испытания начались 28 апреля 1990 года и продолжались до 12 декабря.
2 августа 1991 года Ан-74 получил сертификат типа.
В 1989 году началось серийное производство на Харьковском
авиазаводе, где к этому времени уже было освоено производство Ан-72.
В 1991 году к нему присоединилось Омское ПО "Полёт". Также предполагалось
произдводство на Арсеньевском заводе "Прогресс", но осуществлено не было.
Первый серийный Ан-74 поступил в авиаотряд Норильского горнообогатительного
комбината.
Конструкция Ан-74 аналогична самолёту Ан-72. От базового самолёта его
отличает наличие двух блистеров с правой стороны передней части фюзеляжа
и отсутствие специфического военного оборудования. Самолёт оптимизирован
для использования в условиях арктических широт. С этой целью устанавливается
более мощный радиолокатор, навигационное оборудование, работающее в условиях
высоких широт, эффективная противооблединительная система, усовершенствована
система отопления и вентиляции салона. При необходимости может устанавливаться
лыжное шасси.
В 1987 году состоялась первая экспедиция в Заполярье с участием Ан-74.
Тогда на остров Средний была доставлена стационарная радиостанция. На следующий
год Ан-74 (экипаж В.Г.Лысенко) доставил первую антарктическую экспедицию
во главе с А.Челингаровым на станцию "Восток", расположенную на высоте 3488
м над уровнем моря. При этом удалось облететь почти весь континент. В 1991
году 2 Ан-74 участвовали в эвакуации дрейфующей станции СП-30. На Ан-74
установлено 10 мировых рекордов.
Ан-74 может применяться для ледовой разведки, проводки судов, разведки
рыбных косяков, в качестве санитарного, пожарно-десантного. Возможно автономное
базирование самолёта с налётом до 100 часов в течение месяца.
В 90-х годах на его базе был разработан целый ряд транспортных и
грузопассажирских модификаций. После прекращения производства Ан-72 в
2002 году, началась разработка и военных модификаций на базе Ан-74.
Самолёт неоднократно демонстрировался на различных авиационных выставках.
За создание и выпуск Ан-74 ряд работников АНТК им. О.К.Антонова и
Харьковского авиазавода в 1994 году удостоены Государственной премии
Украины.
Не смотря на то, что производство осуществлялось на двух заводах, общий
выпуск Ан-74 оказался невелик - 65 (в Омске выпущено всего 5 самолётов).
В настоящее время в России эксплуатируется 9 самолётов Ан-74. Поставлялся
на экспорт в Египет, Иран, Лаос. Арендованные США иранские Ан-74 в
2001-2004 годах применялись в Афганистане.
Модификации самолёта:
-
Ан-74 (Ан-72А) - прототип. Переоборудован на Киевском авиазоводе из третьего
прототипа Ан-72. Первый полёт 29 сентября 1983 года.
-
Ан-74 - арктический. Отличается двигателями Д-36 серии
2А, экипажем из 5 человек. 15 самолётов выпущено в Харькове и 5 в Омске.
-
Ан-74-200 - с двигателями Д-36 серии 3А. Взлётная масса увеличена на
1700 кг. Разработан в 1992 году. Изготовлено 18 самолётов.
-
Ан-74Д - деловой. Отличается пассажирским салоном на 19 человек.
Изготовлен 1 и переоборудовано 3 ранее выпущенных Ан-74.
-
Ан-74Д-200 - "салон". Оборудован салоном повышенной конфортности на
10-16 пассажиров, дополнительными средствами связи, видеосистемой,
баром-холодильником, кухней, зоной отдыха. Вместо зоны отдыха возможно
оборудование грузового отсека для перевозки легкового автомобиля.
-
Ан-74МП-300 - патрульный на базе Ан-74ТК-300 (проект).
-
Ан-74Т - транспортный с оборудованием для полётов по международным
трассам.
-
Ан-74Т-100 - транспортный для выполнения полётов повышенной сложности.
Отличается экипажем из 4 человек. В салоне имеются откидные десантные
сиденья вдоль бортов. Грузоподъёмность увеличена до 10 т. Изготовлен
1 самолёт.
-
Ан-74Т-200 - транспортный. Отличается составом навигационного оборудования.
Экипаж сокращён до 2 человек. Разработан для Ирана. Изготовлено 8
самолётов.
-
Ан-74Т-200А - модернизированный. Отличается составом БРЭО. Первый полёт
24 декабря 2004 года (лётчик-испытатель А.И.Татарчук). 3 самолёта поставлены
в Египет.
-
Ан-74ТК-100 - конвертируемый грузопассажирский для выполнения полётов
повышенной сложности. Отличается экипажем из 4 человек. Салон оборудова
складными креслами (откидываются к бортам) на 52 пассажира. Разработан в
1995 году под руководством С.А.Филя. Изготовлено 4 самолёта, ещё 4
переоборудовано из ранее выпущенных Ан-74 и Ан-74-200.
-
Ан-74ТК-100С - санитарный. Оснащён медицинским оборудованием. Разработан в
2001 году по заказу "Газпрома". Изготовлено 2 самолёта.
-
Ан-74ТК-200 - конвертируемый грузопассажирский. Может перевозить 52
пассажира или 10 т. груза. Экипаж состоит из 2 человек. Разработан в
1993 году. Изготовлено 5 самолётов и 1 доработан из ранее выпущенных.
4 самолёта поставлены в Иран.
-
Ан-74ТК-300 - конвертируемый с двигателями под крылом. Отличается двигателями
Д-35 серии 4А. Изготовлен 1 самолёт. Первый полёт 20 апреля 2001 года.
-
Ан-74ТК-300Д - деловой. Первый полёт 20 ноября 2008 года.
-
Ан-74ТК-300VIP - "салон" (проект).
-
Ан-148 (Ан-74-68) - пассажирский на базе Ан-74ТК-300.
Отличается новым крылом, удлинённым фюзеляжем, двигателями Д-36 5 серии
(Д-36-148), салоном на 80 пассажиров.
-
Ан-714 - с удлинённым фюзеляжем (проект).
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Д-36 |
Взлётная тяга, кгс |
2х6500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
31,89
28,068
8,65 |
Площадь крыла, м2 |
102 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина (без рампы)
ширина (по полу)
высота |
10,5
2,15
2,2 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
19,1
34,8
36,5 |
Запас топлива, кг |
13200 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг |
7500-10000 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
705
550-600 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
перегоночная |
800
3250 |
Практический потолок, м |
10100 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1200
800 |
Экипаж, чел. |
2-5 |
Литература
- Ан-74 // Вестник авиации и космонавтики. - 1998. - Вып. март-июнь. - С. 41.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 222-225.
- Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 97-102.
- Мараев Р. Реактивный вездеход // Авиация и Время. - 2008. - №3. - С. 4-28.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 305-310.
- Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 182-187.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника