ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Ан-74

Ан-74

В октябре 1975 года МАП выдало техзадание на разработку самолёта для Арктики и Антарктики. Решением Президиума СМ СССР №160 от 30 июня 1977 года разработка была поручена ОКБ О.К.Антонова. Работы по самолёту Ан-74 начались, но долгое время оставались на предварительной стадии. По предложению П.В.Балабуева было решено использовать одну базу с военно-транспортным самолётом Ан-72. В декабре 1980 года вышел приказ МАП №519, которым ОКБ поручалось создания единого базового самолёта. Ведущим конструктором по Ан-74 был назначен А.Н.Дашивец (летом 1983 года его сменил Ю.И.Повалий, с 1987 года - Д.С.Кива).

По сравнению с Ан-72 был перекомпонован грузовой отсек, установлено крыло большей на 9,12 м2 площади (это же крыло стали устанавливать и на серийных Ан-72), более производительная противооблединительная система, изменён состав БРЭО. В экипаж ввели штурмана, для работы которого был предусмотрен блистер. Второй блистер, для гидролога, установили в начале грузового отсека. В 1983 году был изготовлен первый прототип (путём переделки третьего прототипа Ан-72). 29 сентября 1983 года экипаж лётчика-испытателя С.А.Горбика впервые поднял его в небо.

Сертификационные испытания Ан-74 начались в 1984 году. На следующий год приступили к испытательным полётам на Севере. Летом самолёт проверяли жарой в Средней Азии. Затем принял участие в программе испытаний Ан-72 и на полгода сменил обозначение на Ан-72А (арктический). В марте 1986 года опытный самолёт (по личному разрешению министра) участвовал в эвакуации со льдины лыжной экспедиции Д.И.Шпаро, т.к. никакой другой самолёт с такой задачей справится тогда не мог. В октябре 1986 года был показан на международной выставке в Ванкувере (Канада). Государственные испытания начались 28 апреля 1990 года и продолжались до 12 декабря. 2 августа 1991 года Ан-74 получил сертификат типа.

В 1989 году началось серийное производство на Харьковском авиазаводе, где к этому времени уже было освоено производство Ан-72. В 1991 году к нему присоединилось Омское ПО "Полёт". Также предполагалось произдводство на Арсеньевском заводе "Прогресс", но осуществлено не было. Первый серийный Ан-74 поступил в авиаотряд Норильского горнообогатительного комбината.

Конструкция Ан-74 аналогична самолёту Ан-72. От базового самолёта его отличает наличие двух блистеров с правой стороны передней части фюзеляжа и отсутствие специфического военного оборудования. Самолёт оптимизирован для использования в условиях арктических широт. С этой целью устанавливается более мощный радиолокатор, навигационное оборудование, работающее в условиях высоких широт, эффективная противооблединительная система, усовершенствована система отопления и вентиляции салона. При необходимости может устанавливаться лыжное шасси.

В 1987 году состоялась первая экспедиция в Заполярье с участием Ан-74. Тогда на остров Средний была доставлена стационарная радиостанция. На следующий год Ан-74 (экипаж В.Г.Лысенко) доставил первую антарктическую экспедицию во главе с А.Челингаровым на станцию "Восток", расположенную на высоте 3488 м над уровнем моря. При этом удалось облететь почти весь континент. В 1991 году 2 Ан-74 участвовали в эвакуации дрейфующей станции СП-30. На Ан-74 установлено 10 мировых рекордов.

Ан-74 может применяться для ледовой разведки, проводки судов, разведки рыбных косяков, в качестве санитарного, пожарно-десантного. Возможно автономное базирование самолёта с налётом до 100 часов в течение месяца.

В 90-х годах на его базе был разработан целый ряд транспортных и грузопассажирских модификаций. После прекращения производства Ан-72 в 2002 году, началась разработка и военных модификаций на базе Ан-74. Самолёт неоднократно демонстрировался на различных авиационных выставках. За создание и выпуск Ан-74 ряд работников АНТК им. О.К.Антонова и Харьковского авиазавода в 1994 году удостоены Государственной премии Украины.

Не смотря на то, что производство осуществлялось на двух заводах, общий выпуск Ан-74 оказался невелик - 65 (в Омске выпущено всего 5 самолётов). В настоящее время в России эксплуатируется 9 самолётов Ан-74. Поставлялся на экспорт в Египет, Иран, Лаос. Арендованные США иранские Ан-74 в 2001-2004 годах применялись в Афганистане.

Модификации самолёта:

  • Ан-74 (Ан-72А) - прототип. Переоборудован на Киевском авиазоводе из третьего прототипа Ан-72. Первый полёт 29 сентября 1983 года.
  • Ан-74 - арктический. Отличается двигателями Д-36 серии 2А, экипажем из 5 человек. 15 самолётов выпущено в Харькове и 5 в Омске.
  • Ан-74-200 - с двигателями Д-36 серии 3А. Взлётная масса увеличена на 1700 кг. Разработан в 1992 году. Изготовлено 18 самолётов.
  • Ан-74Д - деловой. Отличается пассажирским салоном на 19 человек. Изготовлен 1 и переоборудовано 3 ранее выпущенных Ан-74.
  • Ан-74Д-200 - "салон". Оборудован салоном повышенной конфортности на 10-16 пассажиров, дополнительными средствами связи, видеосистемой, баром-холодильником, кухней, зоной отдыха. Вместо зоны отдыха возможно оборудование грузового отсека для перевозки легкового автомобиля.
  • Ан-74МП-300 - патрульный на базе Ан-74ТК-300 (проект).
  • Ан-74Т - транспортный с оборудованием для полётов по международным трассам.
  • Ан-74Т-100 - транспортный для выполнения полётов повышенной сложности. Отличается экипажем из 4 человек. В салоне имеются откидные десантные сиденья вдоль бортов. Грузоподъёмность увеличена до 10 т. Изготовлен 1 самолёт.
  • Ан-74Т-200 - транспортный. Отличается составом навигационного оборудования. Экипаж сокращён до 2 человек. Разработан для Ирана. Изготовлено 8 самолётов.
  • Ан-74Т-200А - модернизированный. Отличается составом БРЭО. Первый полёт 24 декабря 2004 года (лётчик-испытатель А.И.Татарчук). 3 самолёта поставлены в Египет.
  • Ан-74ТК-100 - конвертируемый грузопассажирский для выполнения полётов повышенной сложности. Отличается экипажем из 4 человек. Салон оборудова складными креслами (откидываются к бортам) на 52 пассажира. Разработан в 1995 году под руководством С.А.Филя. Изготовлено 4 самолёта, ещё 4 переоборудовано из ранее выпущенных Ан-74 и Ан-74-200.
  • Ан-74ТК-100С - санитарный. Оснащён медицинским оборудованием. Разработан в 2001 году по заказу "Газпрома". Изготовлено 2 самолёта.
  • Ан-74ТК-200 - конвертируемый грузопассажирский. Может перевозить 52 пассажира или 10 т. груза. Экипаж состоит из 2 человек. Разработан в 1993 году. Изготовлено 5 самолётов и 1 доработан из ранее выпущенных. 4 самолёта поставлены в Иран.
  • Ан-74ТК-300 - конвертируемый с двигателями под крылом. Отличается двигателями Д-35 серии 4А. Изготовлен 1 самолёт. Первый полёт 20 апреля 2001 года.
  • Ан-74ТК-300Д - деловой. Первый полёт 20 ноября 2008 года.
  • Ан-74ТК-300VIP - "салон" (проект).
  • Ан-148 (Ан-74-68) - пассажирский на базе Ан-74ТК-300. Отличается новым крылом, удлинённым фюзеляжем, двигателями Д-36 5 серии (Д-36-148), салоном на 80 пассажиров.
  • Ан-714 - с удлинённым фюзеляжем (проект).

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-36
Взлётная тяга, кгс 2х6500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

31,89
28,068
8,65
Площадь крыла, м2 102
Габариты грузовой кабины, м:

длина (без рампы)
ширина (по полу)
высота

10,5
2,15
2,2
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

19,1
34,8
36,5
Запас топлива, кг 13200
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг 7500-10000
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

705
550-600
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой
перегоночная

800
3250
Практический потолок, м 10100
Длина разбега, м

пробега, м

1200
800
Экипаж, чел. 2-5

Литература

  1. Ан-74 // Вестник авиации и космонавтики. - 1998. - Вып. март-июнь. - С. 41.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 222-225.
  3. Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 97-102.
  4. Мараев Р. Реактивный вездеход // Авиация и Время. - 2008. - №3. - С. 4-28.
  5. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 305-310.
  6. Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 182-187.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100