 |
|
Ан-70
Разработка среднего транспортного самолёта для замены
Ан-12 в АНТК им. О.К.Антонова
началась в конце 70-х годов. В разработке компоновки участвовали специалисты
ЦАГИ. Поскольку заказчик выдвигал различные требования к самолёту, часто
противоречивые, согласование тактико-технического задания затянулось до
1987 года. Главным конструктором по самолёту был назначен О.Богданов.
Общее руководство осуществлял П.В.Балабуев.
Ан-70 стал первым в СНГ самолёт, почти полностью сконструированный на
компьютере. На компьютере так же была смоделирована сборка самолёта, что
позволило исключить этап плазовой подгонки деталей и узлов. В качестве
силовой установки впервые были применены винтовентиляторные двигатели.
Обдув крыла мощными струями винтовентиляторов в сочетании с развитой
механизацией вдвое увеличивает подъёмную силу крыла, что даёт самолёту
способность короткого взлёта и посадки. Разработкой двигателей занималось
Запорожское МКБ "Прогресс" совместно с ЦИАМ и ЦАГИ. Новые конструкционные
материалы разрабатывали специалисты ВИАМ и ВИЛС.
Первый прототип транспортного самолёта Ан-70 был готов в январе 1994
года. 16 декабря 1994 года он впервые поднялся в небо с аэродрома Киевского
авиазавода Святошино (экипаж С.В.Максимова). Но 10 февраля 1995 года самолёт
был потерян в авиакатастрофе (столкнулся в воздухе с самолётом сопровождения
Ан-72). Испытания были возобновлены только 24 апреля 1997 года, когда был
готов второй прототип (переделан из планёра для статических испытаний).
В феврале 1996 года для реализации программы Ан-70 был создан российско-украинский
консорциум "Средний транспортный самолёт", в который вошли 9 фирм. В августе
1997 года самолёт впервые показан публике на авиасалоне МАКС-97 в Жуковском,
В 2000 году Ан-70 демонстрировался на авиасалонах в Берлине и Чжухае (Китай).
Серийное производство началось на Киевском заводе "Авиант"
в начале 2002 года. В декабре к нему присоединилось Омское ПО "Полёт".
Самолёт Ан-70 представляет собой свободнонесущий моноплан цельнометаллической
конструкции с верхним расположением крыла. Крыло - умеренной стреловидности и
большого удлинения. Силовая установка состоит из 4 двигателей Д-27
производства запорожского завода "Мотор-Сiч" и ВСУ ТА-12-60. Соосные винтовентиляторы
СВ-27 (диаметр 4,5 м) изготавливаются в Ступине. Многоопорное шасси (1 передняя
и 6 основных стоек) позволяет Ан-70 действовать с грунтовых аэродромов. В хвостовой
части перед грузовой рампой установлена убирающаяся опорная пята. В конструкции
планёра широко использованы композиционные материалы (24%). Из них выполнены
закрылки, горизонтальное и вертикальное оперение. Система управления электродистанционная
на базе многоканального цифроаналогового компьютера (резервная - гидродистанционная).
Герметичная грузовая кабина имеет систему регулирования температуры воздуха,
что позволяет перевозить любые грузы, в том числе скоропортящиеся продукты.
Самолёт может брать на борт до 300 солдат с полной выкладкой, до 206 раненых,
танк типа Т-80, 2 вертолёта среднего класса, 2-3 БТРа или грузовых автомобиля,
грузы на авиационных жёстких поддонах ПА-5,6, гибких поддонах ПА-3, ПА-4, ПА-6,8,
в авиационных контейнерах УАК-2,5, УАК-5, УАК-10 и универсальных ICC. Для
погрузочно-разгрузочных работ в грузовой кабине установлены 4 электротельфера
общей грузоподъёмностью 12 т и 2 лебёдки с тяговым усилием по 1,5 тс. По желанию
заказчика может устанавливаться вторая палуба и рольганговое оборудование.
Бортовое радиоэлектронное оборудование включает в себя более 50 процессоров
и систему экранной индикации из 6 крупноформатных цветных дисплеев на ЭЛТ и 2
индикаторов на лобовом стекле СКИ-77. Предусмотрена установка для третьего
члена экипажа ещё 2 дисплеев. Комплекс пилотажно-навигационного оболрудования,
включающий инерциальную навигационную систему на лазерных гироскопах и приёмник
спутниковой навигации ГЛОНАС/NAVSTAR, позволяет летать по трассам и вне трасс
по всему миру в любое время суток. Специально для Ан-70 НПО "Ленинец" был
разработан наземный комплекс поддержки эксплуатации БАСК-70. После посадки
самолёта компьютер анализирует информацию от 8000 датчиков, определяет степень
надёжности всех систем, выявляет отказы и сообщает наземному персоналу о методах
устранения неисправностей и необходимых запасных частях. Допускается автономная
эксплуатация на необорудованных аэродромах до 30 суток. На военных самолётах
устанавливается система РЭБ Л-150 "Пастель", обеспечивающая дальность обнаружения
РЛС противника, на 120% превышающую дальность применения оружия, наводимого
обнаруженной РЛС. Система способна в автоматическом режиме осуществлять отстрел
тепловых ловушек или дипольных отражателей.
В 2003 году лётчик-испытатель В.Горовенко на Ан-70 установил 6 мировых
рекордов грузоподъёмности.
Модификации самолёта:
-
Ан-70 - базовый. Первый полёт 16 декабря 1994 года.
-
Ан-70-100 - с экипажем из 2 человек (проект). Отличается составом оборуцдования.
-
Ан-70Т - гражданский транспортный самолёт (проект). Отличается отсутвием
спецоборудования для десантирования войск и техники. Экипаж сокращён до 2-3
человек.
-
Ан-70Т-100 - гражданский с 2 двигателями Д-27 (проект).
-
Ан-70Т-200 - с 2 двигателями НК-93 (проект).
-
Ан-70Т-300 - экспортный (проект). Отличается 2 двигателями CFM56-5A1 и
западной авионикой.
-
Ан-70Т-400 - с 4 двигателями CFM56-5A1 (проект).
-
Ан-70ТК - конвертируемый грузо-пассажирский (проект).
-
Ан-171 - с удлинённым фюзеляжем и крылом большего размаха (проект). Разработан
в конце 80-х годов.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Д-27 |
Взлётная мощность, э.л.с. |
4х13880 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
44,06
40,73
16,38 |
Площадь крыла, м2 |
- |
Габариты грузовой кабины, м:
длина без рампы
длина с рампой
ширина
высота |
18,6
22,6
4,0
4,1 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
66
123
130 |
Запас топлива, т |
37,5 |
Масса коммерческой нагрузки, т:
нормальная с бетонной ВПП
нормальная с грунтовой ВПП
максимальная |
35
30
47 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская
посадочная |
800
750
160 |
Дальность полёта, км:
с грузом 20 т
с грузом 30 т
с грузом 35 т
с максимальной нагрузкой
перегоночная |
7250
5530
3800
1350
8800 |
Практический потолок, м |
11600 |
Длина разбега, м
пробега, м |
800
600 |
Экипаж, чел. |
3-5 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 25-29.
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 111-113.
- Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 78-96.
- Первый полёт Ан-70. // Авиация и Время. - 1995. - №.1. - С. 25.
- Роман В.Д. Новый антоновский "грузовик" Ан-70. // Крылья Родины. - 1994. - № 8. - С. 7-9.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 295-299.
- Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 167-175.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|