|
|
Ан-38
Грузо-пассажирский самолёт Ан-38 разработан в АНТК
им. О.К.Антонова в 1991 году под руководством Д.Кивы. Он является дальнейшим
развитием самолёта Ан-28. Для увеличения вместимости
фюзеляж самолёта удлинили на 2,44 м. Модель самолёта впервые была продемонстрирована
на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже в 1991 году. В 1992 году на Новосибирском
авиазаводе была заложена серия из 6 прототипов: 4 лётных и 2 для статических
испытаний. Первоначально предполагалось установить на самолёт двигатели
ТВД-20 Омского моторостроительного завода, но доводка
их сильно затянулась. Поэтому на первых машинах было решено установить двигатели
TPE-331-14GR-801E американской фирмы "Эллайд Сигнал" (ныне "Хонелл").
Первый прототип впервые поднялся в воздух 23 июня 1994 года. Его испытания
проводились в условиях холодного климата (в Якутии), жаркого (в Узбекистане
и Индии), а также высокогорья (в Киргизии). Серийное производство организовано
в 1997 году на НАПО им. В.П.Чкалова. 27 апреля 1997 года самолёт Ан-38-100
получил сертификат типа по нормам АП-25. Первые 3 серийных самолёта приобрела
хабаровская авиакомпания "Восток". Сертификат типа на Ан-38-200 с отечественными
двигателями получен в декабре 2002 года.
Ан-38 построен по аэродинамической схеме подкосного высокоплана. От Ан-28
его отличает удлинённый фюзеляж и изменённый состав оборудования. Крыло
кессоного типа, двухлонжеронное, большого удлинения. Механизация крыла
состоит из двухщелевых закрылков, зависающих элеронов, автоматических
предкрылков и интерцепторов. Часть кессона используется в качестве интегральных
топливных баков. Хвостовое оперение двухкилевое (для повышения эффективности
рулей кили находятся в воздушных струях винтов). Шасси трёхопорное с носовой
стойкой, неубирающееся, с пневматиками низкого давления (в зимнее время
предусмотрена установка лыж). Силовая установка состоит из двух ТВД TPE-331-14GR-801E
фирмы "Хонелл" с винтами Харцелл HC-B5MA либо отечественных ТВД-20Б с пятилопастными
реверсивными винтами АВ-36. Предусмотрена установка двигателей ТВД-1500.
В базовом варианте салон оборудован 26-27 пассажирскими креслами, откидывающимися
к бортам. На самолёте сохранён грузовой люк по типу Ан-28. Для обеспечения
погрузочно-разгрузочных работ на потолке установлена кран-балка грузоподъёмностью
500 кг. В задней части имеется багажный отсек и туалет. Пилотажно-навигационное
оборудование может устанавливаться как отечественное, так и иностранного
производства (например, фирмы "Бендикс-Кинг"). В носовой части фюзеляжа
смонтирована РЛС А-813 разработки НПО "Ленинец".
Ан-38 может эксплуатироваться с небольших аэродромов без твёрдого покрытия
при температурах воздуха от -45° до +55°C. Кроме базового грузо-пассажиркого
разработаны варианты для десанта, ледовой разведки, аэрофотосьёмки, геофизических
работ и др.
Самолёты Ан-38 сдавались в аренду Вьетнаму, Малазии и Монголии. В 2005 году
1 самолёт продамн Монголии.
Модификации самолёта:
-
Ан-38-100 - базовая модификация. Отличается двигателями TPE 331-14GR-801E.
Серийно выпускается с 1997 года в Новосибирске.
-
Ан-38-120
-
Ан-38-200 - с двигателями ТВД-20Б. Первый полёт 11 декабря 2001 года.
Изготовлено 2 самолёта.
-
Ан-38ГД - самолёт для геодезических и поисковых работ.
-
Ан-38Д - десантный. Салон рассчитан на 22 парашютиста.
-
Ан-38К - конвертируемый. Отличается большой грузовой дверью в левом борту.
Грузоподъёмность увеличена до 3200 кг. Может перевозить до 4 стандартных
контейнера КМП-500 (LD-3) или 8 LD-3K на расстояние до 1100-1200 км.
-
Ан-38ЛР - самолёт ледовой разведки.
-
Ан-38С - санитарный. Предназначен для первозки 6 раненых на носилках и 9
сидячих.
-
Ан-38Ф - аэрофотосъёмщик.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
TPE-331-14GR-801E
(ТВ-20Б) |
Взлётная мощность, л.с. |
2х1500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
22,06
15,54
4,30 |
Площадь крыла, м2 |
39,72 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина (по полу)
высота |
8,8
1,9
2,14 |
Масса, кг:
пустого
взлётная максимальная |
5300
8800 |
Запас топлива, л |
2860 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг |
2500 |
Количество пассажиров, чел. |
27 |
Скорость, км/ч:
крейсерская
максимальная |
340-380
405 |
Время набора высоты, мин.
3000 м
8000 м |
4,2-5,5
13,1-18,2 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
перегоночная |
600
1700 |
Практический потолок, м |
9000 |
Крейсерская высота полёта, м |
3000-4200 |
Длина разбега, м
пробега, м |
350
270 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Балабуев А. "Антонов-38". // Крылья Родины. - 1993. - №8.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 219-221.
- Бобошкин Н. Потомок "пчёлки": Самолёт Ан-38. // Крылья Родины. - 1998. - №2. - С. 12.
- Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 72-77.
- Попхадзе Ю.Н. Ан-38-100 готовится к выходу на линии. // Авиация и Время. - 1997. - №2. - С. 30.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 291-294.
- Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 107-110.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|