|
|
Ан-2М
В начале 60-х годов Н.С.Хрущов большое внимание уделял
идее химизации сельского хозяйства. Необходим был специализированный
самолёт авиахимработ. Его было решено разработать на базе выпускавшегося
в больших количествах самолёта Ан-2. Поскольку
ОКБ О.К.Антонова в это время было занято
созданием тяжёлого военно-транспортного самолёта Ан-22,
разработку Ан-2М поручили ОКБ Г.М.Бериева.
Проект был разработан в 1963 году. В начале 1964 года из Польши в
Таганрог для переделки прибыли 2 серийных Ан-2. На них установили двигатели
АШ-62М, стеклопластиковые баки для химикатов
ёмкостью 1960 л, новую сельхозаппаратуру и коробку приводов для отбора
мощности двигателя на её привод (50 л.с.). Один самолёт получил хвостовое
оперение увеличенной площади. Первый прототип впервые поднялся в воздух
20 мая 1964 года (лётчик-испытатель И.Е.Давыдов). Следом за ним совершил
первый полёт и второй прототип. Совместные государственные испытания
продолжались до октября. По их результатам был сделан вывод, что увеличение
площади горизонтального оперения не даёт существенных преимуществ. Поэтому
в серию было решено запустить самолёт со стандартным ГО, но с увеличенным
килём.
Для серийного производства в январе 1965 года был выделен завод №464
в Долгопрудном. Вся оснастка была передана с Киевского авиазавода №473,
но освоение производства шло трудно, т.к. ранее завод специализировался
на производстве ракетной техники. Тем не мение, в апреле 1966 года были
собраны первые 5 серийных Ан-2М.
Конструкция Ан-2M в целом аналогична базовому самолёту. Фюзеляж удлинён,
в его конструкции применены стеклопластики. Киль имеет угловатые очертания
и большую площадь. Увеличен противокапотажный угол шасси. Управление торможением
колёс переведено со штурвала на педали. Для облегчения взлёта при боковом
ветре введена фиксация хвостового колеса в нейтральном положении. В качестве
силовой установки применён доработанный двигатель АШ-62М с четырёхлопастным
реверсивным воздушным винтом АВ-2-02. Для лучшего доступа к агрегатам изменена
конструкция капота двигателя. Кабина выполнена одноместной и изолирована
от грузового салона. Вход в неё осуществляется через фонарь с левого борта.
Объём бака для химикатов увеличен с 1400 до 1960 л. Диаметр выпускной горловины
бака увеличен с 300 до 400 мм, что позволило получить большие секундные расходы
химикатов (до 60 кг/с) и увеличить ширину обрабатываемой полосы до 30 м.
Ан-2М мог вносить удобрения до посева, выполнять подкормку сельскохозяйственных
культур, вести борьбу с вредителями, сорняками, болезнями полей и лесов,
выполнять дефолиацию хлопчатника, десификацию подсолнечника и риса и другие
работы. По сравнению с Ан-2СХ производительность увеличелась на 40-45%,
а стоимость обработки 1 га снизилась на 22-27%. При снятии сельхозоборудования
самолёт можно было быстро превращатить в транспортный.
Производство продолжалось до 1971 года. Всего изготовлено 506 самолётов
Ан-2М (18 серий). Они эксплуатировались до декабря 1985 года, когда вышел
приказ МГА №253, предписывавший завершить эксплуатацию и списать имеющиеся
самолёты. Причины для этого были чисто субъективные: сокращение экипажа до
1 человека привело к сокращению общего налёта и, как следствие, снижению
заработков всего лётного состава. Кроме того лётчикам не нравилась посадка
в кабину через фонарь.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
АШ-62М |
Взлётная мощность, л.с. |
1000 |
Габариты, м:
размах верхнего крыла
размах нижнего крыла
длина
высота |
18,176
14,236
13,1
4,68 |
Площадь крыльев, м2:
верхнего
нижнего
общая |
43,55
28,55
72,1 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина
высота |
4,4
1,6
1,8 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
3620
5250
5500 |
Запас топлива, кг
нормальный
перегрузочный |
393
900 |
Масса коммерческой нагрузки, кг:
нормальная
максимальная |
1500
2000 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте 1700 м
при авиахимических работах
посадочная |
239
256
140-160
110 |
Время набора высоты 1000 м, мин. |
5,4 |
Практический потолок, м |
4100 |
Дальность полёта максимальная, км |
600 |
Длина разбега, м
пробега, м |
205
200 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Заярин В.М. Летающий везде, где есть небо. // Авиация и Время. - 2003. - №2. - С. 13, 15, 21.
- Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. - Изд. 3-е, испр. - Т. 2. - М.: "Машиностроение", 1994. - С. 397-398.
- Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 21-23.
- Якубович Н.В. Самолёт многих поколений: О долгожителе Ан-2 и его модификациях. // Крылья Родины. - 2001. - №9. - С. 3-6.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|