ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Ан-2М

Ан-2М

В начале 60-х годов Н.С.Хрущов большое внимание уделял идее химизации сельского хозяйства. Необходим был специализированный самолёт авиахимработ. Его было решено разработать на базе выпускавшегося в больших количествах самолёта Ан-2. Поскольку ОКБ О.К.Антонова в это время было занято созданием тяжёлого военно-транспортного самолёта Ан-22, разработку Ан-2М поручили ОКБ Г.М.Бериева.

Проект был разработан в 1963 году. В начале 1964 года из Польши в Таганрог для переделки прибыли 2 серийных Ан-2. На них установили двигатели АШ-62М, стеклопластиковые баки для химикатов ёмкостью 1960 л, новую сельхозаппаратуру и коробку приводов для отбора мощности двигателя на её привод (50 л.с.). Один самолёт получил хвостовое оперение увеличенной площади. Первый прототип впервые поднялся в воздух 20 мая 1964 года (лётчик-испытатель И.Е.Давыдов). Следом за ним совершил первый полёт и второй прототип. Совместные государственные испытания продолжались до октября. По их результатам был сделан вывод, что увеличение площади горизонтального оперения не даёт существенных преимуществ. Поэтому в серию было решено запустить самолёт со стандартным ГО, но с увеличенным килём.

Для серийного производства в январе 1965 года был выделен завод №464 в Долгопрудном. Вся оснастка была передана с Киевского авиазавода №473, но освоение производства шло трудно, т.к. ранее завод специализировался на производстве ракетной техники. Тем не мение, в апреле 1966 года были собраны первые 5 серийных Ан-2М.

Конструкция Ан-2M в целом аналогична базовому самолёту. Фюзеляж удлинён, в его конструкции применены стеклопластики. Киль имеет угловатые очертания и большую площадь. Увеличен противокапотажный угол шасси. Управление торможением колёс переведено со штурвала на педали. Для облегчения взлёта при боковом ветре введена фиксация хвостового колеса в нейтральном положении. В качестве силовой установки применён доработанный двигатель АШ-62М с четырёхлопастным реверсивным воздушным винтом АВ-2-02. Для лучшего доступа к агрегатам изменена конструкция капота двигателя. Кабина выполнена одноместной и изолирована от грузового салона. Вход в неё осуществляется через фонарь с левого борта. Объём бака для химикатов увеличен с 1400 до 1960 л. Диаметр выпускной горловины бака увеличен с 300 до 400 мм, что позволило получить большие секундные расходы химикатов (до 60 кг/с) и увеличить ширину обрабатываемой полосы до 30 м.

Ан-2М мог вносить удобрения до посева, выполнять подкормку сельскохозяйственных культур, вести борьбу с вредителями, сорняками, болезнями полей и лесов, выполнять дефолиацию хлопчатника, десификацию подсолнечника и риса и другие работы. По сравнению с Ан-2СХ производительность увеличелась на 40-45%, а стоимость обработки 1 га снизилась на 22-27%. При снятии сельхозоборудования самолёт можно было быстро превращатить в транспортный.

Производство продолжалось до 1971 года. Всего изготовлено 506 самолётов Ан-2М (18 серий). Они эксплуатировались до декабря 1985 года, когда вышел приказ МГА №253, предписывавший завершить эксплуатацию и списать имеющиеся самолёты. Причины для этого были чисто субъективные: сокращение экипажа до 1 человека привело к сокращению общего налёта и, как следствие, снижению заработков всего лётного состава. Кроме того лётчикам не нравилась посадка в кабину через фонарь.

Лётно-технические характеристики

Двигатель АШ-62М
Взлётная мощность, л.с. 1000
Габариты, м:

размах верхнего крыла
размах нижнего крыла
длина
высота

18,176
14,236
13,1
4,68
Площадь крыльев, м2:

верхнего
нижнего
общая

43,55
28,55
72,1
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина
высота

4,4
1,6
1,8
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

3620
5250
5500
Запас топлива, кг

нормальный
перегрузочный

393
900
Масса коммерческой нагрузки, кг:

нормальная
максимальная

1500
2000
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте 1700 м
при авиахимических работах
посадочная

239
256
140-160
110
Время набора высоты 1000 м, мин. 5,4
Практический потолок, м 4100
Дальность полёта максимальная, км 600
Длина разбега, м

пробега, м

205
200
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Заярин В.М. Летающий везде, где есть небо. // Авиация и Время. - 2003. - №2. - С. 13, 15, 21.
  2. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. - Изд. 3-е, испр. - Т. 2. - М.: "Машиностроение", 1994. - С. 397-398.
  3. Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 21-23.
  4. Якубович Н.В. Самолёт многих поколений: О долгожителе Ан-2 и его модификациях. // Крылья Родины. - 2001. - №9. - С. 3-6.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100