 |
|
Ан-28
В 1958 году в ОКБ О.К.Антонова был
разработан лёгкий двухмоторный многоцелевой самолёт Ан-14
"Пчёлка". Но его возможности сильно ограничивала силовая установка из
двух поршневых двигателей АИ-14 мощностью по 300
л.с. Поэтому с появлением небольших газотурбинных двигателей начинаются
работы по созданию модификации Ан-14М с двигателями ТВД-850 мощностью по
810 л.с. и фюзеляжем увеличенного объёма. Первый полёт Ан-14М состоялся
30 апреля 1968 года. Дальнейшим развитием Ан-14М стал самолёт короткого
взлёта и посадки Ан-28 с более мощными двигателями (940 л.с) ТВД-10Б.
Ведущим конструктором по самолёту был назначен Д.Кива.
От полуубирающегося шасси было решено отказаться, так как самолёт
предназначался для эксплуатации в первую очередь с неподготовленных площадок,
где ниши шасси забивались грязью. Прототип Ан-28 впервые поднялся в воздух
29 января 1973 года. В апреле 1975 года состоялся первый полёт первого
предсерийного самолёта. В том же году начались государственные испытания.
Самолёт был проверен во всех климатических зонах, включая Арктику (на
станции СП-28) и Антарктику (на станции "Восток"). Серийное производство
организовано в 1983 году в Польше на заводе PZL. В 1984 году самолёт получил
сертификат лётной годности Госавиарегистра СССР, отвечающий международным
стандартам ИКАО.
Ан-28 построен по аэродинамической схеме подкосного высокоплана. Он
предназначен для местных авиалиний, для которых характерны небольшие расстояния
и частые взлёты и посадки. Поэтому для повышения надёжности в ущерб некоторому
снижению скорости шасси самолёта выпонено неубирающимся. Предусмотрена установка
лыжного и поплавкового шасси. Крыло прямое, двухлонжеронное, болшого удлинения.
Механизация крыла состоит из двухщелевых закрылков, зависающих элеронов,
автоматических предкрылков и интерцепторов. Вертикальное оперение двухкилевое.
Силовая установка состоит из 2 турбовинтовых двигателей ТВД-10Б с реверсивными
трёхлопастными воздушными винтами. Салон самолёта может трансформироваться
в пассажирский, грузовой, санитарный и административный варианты. Пассажирские
кресла могут складываться по бортам, освобождая место для грузов. В задней
части фюзеляжа имеется большой грузовой люк, створка которого откатывается
под фюзеляж по направляющим, облегчая подход к проёму. Для облегчения
погрузочно-разгрузочных работ предусмотрена установка кран-балки грузоподъёмностью
500 кг. Противооблединительная система и пилотажно-навигационный комплекс
позволяют выполнять полёты в сложных метеоусловиях и в любое время суток.
Серийное производство продолжалось до 1997 года. Всего изготовлено 198
самолётов всех модификаций. Из них 160 поставлено в СССР. Дальнейшим развитием
Ан-28 стал многоцелевой самолёт Ан-38.
Модификации самолёта:
-
Ан-28 - конвертируемый грузо-пассажирский.
-
Ан-28А - арктический. Отличается увеличенным запасом топлива.
-
Ан-28Б1 - транспортно-десантный.
-
Ан-28B1R - морской патрульный. Отличался мощной бортовой РЛС с антенной в
обтекателе под фюзеляжем. Разработан польскими конструкторами в начале 90-х годов.
-
Ан-28B2 - самолёт РЭБ.
-
Ан-28RM - патрульно-спасательный. Отличается РЛС кругового обзора.
-
Ан-28TD - польский транспортно-десантный.
-
M-28 "Скайтрэк" - модернизированный. Отличается двигателями Пратт-Уитни Канада
РТ6А-65В мощностью 1100 э.л.с., пятилопастными винтами.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ТВД-10Б |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х960 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
22,06
13,10
4,90 |
Площадь крыла, м2 |
39,72 |
Масса, кг:
пустого
взлётная максимальная |
3810
6500 |
Запас топлива, л |
1812 |
Количество пассажиров, чел. |
15-17 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг |
2000 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
350
335 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
перегоночная |
560
1365 |
Практический потолок, м |
9000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
260
170 |
Экипаж, чел. |
1-2 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 216-218.
- Богданов О. Воздушный вездеход. // Крылья Родины. - 1981. - №10. - С. 18-19.
- Бутовски П.В. Ан-28 в серии. // Крылья Родины. - 1985. - №10. - С. 1.
- Бутовски П.Б. Новые модификации Ан-28 для Вооружённых Сил Польши. // Авиация и Время. - 1995. - №4. - С. 44.
- Лагутин О. Ан-28 - самолёт КВП. // Моделист-конструктор. - 1980. - №1. - С. 21-24.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 282-286.
- Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 104-106.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|