ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


ТАВКР Адмирал Горшков

ТАВКР Адмирал Горшков

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.4 разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством главного конструктора В.Ф.Аникеева в соотвествии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1 февраля 1977 года. Корабль создавался для базирования перспективного самолёта вертикального взлёта и посадки Як-41. Специально для него были спроектированы газоотводные устройства на взлётно-посадочных площадках (смонтированы не были). Но к моменту подписания акта приёмки корабля самолёт ещё не был готов и вместо него было решено разместить Як-38. По сравнению с предшественниками в конструкцию корабля внесены существенные изменения: увеличена площадь полётной палубы, изменена форма надстойки, полностью обновилось радиоэлектронное оборудование (например, впервые в отечественном флоте установлены РЛС с фазированной антенной решёткой, применены комплексы "Фрегат", "Подкат", "Тройник", ГАК "Полином", БИУС "Лесоруб"), появились новые виды оборонительного вооружения, запас авиационного топлива увеличен до 1500 т. Впервые ТАВКР получил коробчатую систему бронирования погребов боезапаса и других жизненно важных частей. Изменения в конструкции привели к росту стандартного водоизмещения до 37000 т, что в свою очередь потребовало увеличить мощность силовой установки. Но благодаря применению более экономичных котлов дальность плавания осталась прежней. В создании корабля принимало участие около 400 предприятий из всех республик СССР.

17 февраля 1978 года крейсер под наименованием "Харьков" (позже переименован в "Баку" в честь лидера эсминцев Северного флота, заводской №104) зачислен в списки кораблей ВМФ и 26 декабря заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. 31 марта 1982 года корпус корабля (спусковая масса 19000 т) спущен на воду и поставлен у достроечной стенки. Со 2 июня по 1 декабря 1986 года прошли швартовые испытания. 4 декабря корабль ушёл в Севастополь, где 7-22 декабря прошёл докование на Севморзаводе с очисткой и покраской подводной части. 9 января 1987 года начались ходовые испытания. 21 апреля корабль был предъявлен на государственные испытания. 11 декабря 1987 года был подписан акт приёмки и 30 декабря корабль включён в состав Краснознамённого Северного флота. 4 октября 1990 года переименован в "Адмирал флота Советского Союза Горшков".

Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота.

По сравнению с "Киевом" корабль имеет иную форму надстройки, более мощную силовую установку. Имеются и небольшие отличия в конструкции корпуса. Количество спаренных пусковых установок комплекса П-500 "Базальт" увеличено до 6, но при этом отсутствует система перезарядки. Вместо старых ПЛРК РПК-1 и РБУ-6000 установлены новый комплекс противоторпедной защиты РКПТЗ-1 "Удав-1" с 2 пусковыми установками РБУ-12000 (КТ-153). В состав вооружения также входят 4x6 пусковых установок ЗРК "Кинжал" (192 ракеты 9М-330), 2 артиллерийские 100-мм установки АК-100, 8 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М. На его борту могли разместиться (состав авиагруппы в течение службы менялся) до 16 самолётов вертикального взлёта Як-38, до 19 противолодочных вертолётов Ка-27 и 3 вертолёта целеуказания Ка-25Ц. На полётную палубу они поднимались при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов позади надстройки. Вместо системы "Кольцо" установлена новая система радиоэлектронной разведки и противодействия "Кантата-М". В состав радиоэлектронного оборудования входят также аапаратура "Погоня" и "Каскад-У", система безопасного применения оружия "Сокол", АКС "Буран", БИУС "Лесоруб-434", система наведения корабельной авиации "Газон", навигационный комплекс "Салгир-V", эхолоты ПЭЛ-6 и НЭЛ-10, автоматизированный комплекс средств связи "Тайфун-1". Впервые в ВМФ был установлена РЛС кругового обзора с ФАР "Марс-Пассат", позволяющая одновременно сопровождать до 80 воздушных целей.

С 8 июля по 7 декабря 1988 года корабль действовал в Средиземном море, где экипаж осваивал новые образцы техники. 22—29 августа 1988 года крейсер нанёс визит в Латакию, а 1-21 ноября - в Тартус (Сирия). 17 декабря он в сопровождении эсминца "Отличный" и танкера "Борис Чиликин" прибыл к месту постоянного базирования в Североморск. В 1989 году корабль нёс службу в Атлантике: пройдено 13267 миль, выполнено 1о артиллерийских и 4 ракетных стрельб и 1300 полётов ЛА. 1 октября 1990 года вошёл в состав 44 дивизии противолодочных кораблей КСФ. В 1991 году на борту корабля проходил испытания опытный образец СВВП Як-141 (первая посадка 26 сентября), закончившиеся аварией 5 октября. 3 февраля 1992 кода корабль встал на ремонт на СРЗ-35 в Росте, из которого так и не вышел. 2 февраля 1994 года в одном из машинных отделений произошёл крупный пожар, перечеркнувший все надежды вновь ввести его в боевой состав флота. В июле 1995 года корабль выходил (под тремя машинами) на военно-морской парад, но затем выход в море был запрещён и его поставили на долговременное храненив в Росте.

В 1996-2003 годах велись активные переговоры с Индией о продаже корабля в эту страну. Перед продажей корабль должен пройти модернизацию: будут демонтированы пусковые установки ПКР "Базальт" и РЛС "Марс-Пассат", увеличены размеры полётной палубы и самолётного ангара, в носовой части смонтирован трамплин (угол схода 12,5°), установлены газоотбойные щиты, аэрофинишёры, оптическая система посадки и новый кормовой подъёмник. В состав авиагруппы должны войти самолёты МиГ-29К или >Су-33. 8-12 июля 1999 года корабль на буксире переведён в Северодвинск для предпродажного ремонта и модернизации на "Севмашпредприятии". Ввод в строй ожидается в 2005-2006 годах.

Биографическая справка

С.Горшков Горшков Сергей Георгиевич (26.02.1910 - 1988) - советский флотоводец, дважды Герой Советского Союза (1965, 1982), лауреат Ленинской (1985) и Государственной (1980) премий, Адмирал Флота Советского Союза (1967). Родился в городе Каменец-Подольский (ныне Хмельницкая область, Украина). На флоте с 1927 года. Окончил ВМУ им. М.В.Фрунзе в 1931 году, специальные курсы командного состава - в 1937 году, Курсы усовершенствования высшего начсостава при ВМА - в 1941 году. С 1931 года служил на кораблях Черноморского флота. С 1932 года командовал сторожевым кораблём, эсминцем, бригадой эсминцев ТОФ. С 1939 года командовал бригадой эсминцев ЧФ. К началу Великой Отечественной войны стал командиром бригады крейсеров ЧФ. Затем командовал Азовской военной флотилией. Во время обороны Одессы руководил высадкой десанта в районе Григорьевки. С сентября 1942 года командовал Новороссийским оборонительным районом. С февраля 1943 года вновь командовал Азовской военной флотилией. В 1944 году командовал Дунайской военной флотилией. С января 1945 года командовал эскадрой ЧФ. В 1948-1951 годах был начальником штаба, затем командующим КЧФ. С 1955 года 1 зам. главнокомандующего, а с 1956 - главнокомандующий ВМФ - зам. министра обороны СССР. С 1986 года в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Член ЦК КПСС с 1961 года (кандидат с 1956). Избирался депутатом Верховного Совета СССР 4-11 созывов. Бронзовый бюст установлен в Коломне Московской области.

Тактико-технические данные:

Водоизмещение, т:

стандартное
нормальное
полное
наибольшее

33440
38970
44490
45390
Габариты, м:

длина наибольшая
длина по КВЛ
ширина по КВЛ
высота от киля до клотика
осадка максимальная

273,08
242,86
31,0
60,3
11,52
Ширина полётной палубы, м 51,3
Мощность ПТУ, л.с. 4х50000
Запас топлива, т 8900
Скорость хода, уз.:

максимальная
полного хода
экономическая
боевая экономическая

32,50
29,00
14,05
18,32
Дальность плавания экономическим ходом, миль 7590
Автономность по запасам, сут. 30
Количество самолётов, шт. 16
Количество вертолётов, шт. 22
Экипаж, чел.
авиагруппа, чел.
1615
430

Литература

  1. Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995 // Морская коллекция. - 1995. - №1.
  2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под ред. А.Е.Тараса. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2002. - С. 340-342.
  3. Заблоцкий В.П. Тяжёлые авианесущие крейсера "Минск", "Новороссийск", "Баку" // Морская коллекция. - 2004. - №4.
  4. Линейные корабли и авианосцы. / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2000. - С. 202, 337.
  5. Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника-молодёжи", 1994. - С. 35-52.
  6. Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
  7. Морин А.Б. Тяжёлый авианесущий крейсер пр. 11434 "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" // Судостроение. - 1998. - №5-6.
  8. Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 10-17.
  9. Никольский М.В. Современные авианосцы. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 105-108.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100