А-12,7
Ко второй половине 40-х годов скорострельность пулемёта УБ
перестала удовлетворять требованиям времени. Попытка увеличить скорострельность
УБ за счёт увеличения скорости ведущего звена привела к снижению живучести
пулемёта. Тогда для сокращения цикла работы автоматики было предложено
уменьшить ход ведущего звена до значений, меньших длины патрона. В этом случае
для извлечения гильзы и досылания патрона требуется специальный механизм
между ползуном и досылателем - ускоритель. При этом скорость ведущего звена
не изменяется.
Над пулемётами с ускорителем работали несколько конструкторов-оружейников.
В 1949 году Н.М.Афанасьев предложил проект пулемёта ТКБ-481, который был
признан лучшим среди предложенных. На испытаниях опытных образцов ТКБ-481
выявился перегрев ствола, что приводило к снижению живучести. Попытка увеличить
живучесть за счёт применения тугоплавких лейнеров не удалась. Тогда пришлось
снизить темп стрельбы с 1400 до 900-1100 выстрелов в минуту (применена специальная
схема включения электроспуска, разработанная И.Г.Диваковым). 8 сентября 1953
года пулемёт был принят на вооружение под обозначением А-12,7. Серийное
производство организовано на заводе №575 в Коврове.
Автоматика А-12,7 основана на принципе отвода пороховых газов и закрытия
канала ствола вертикально перемещающимся клином. Досылатель патрона соединён
с затворной рамой посредством рычажно-кулачкового ускорителя. Ствол длиной
1005 мм по конструкции аналогичен пулемёту ДШК и имеет 8 нарезов глубиной
0,17 мм и шириной 2,8 мм. Пулемёт оснащён пневматическим механизмом перезарядки,
электроспуском, пружинным буфером затворной рамы (смонтирован в затыльнике)
и инерционным противоотскоком. Питание ленточное, двухстороннее. В установке
крепится за ствольную коробку с помощью амортизаторов. В состав боекомплекта
входили штатные патроны УБ с пулями БЗТ-44, Б-32 и МДЗ.
Пулемёт А-12,7 первоначально планировалось установить на бомбардировщик
Ту-4, но позже было принято решение оснастить его исключительно пушками.
Модификации:
-
А-12,7 (ТКБ-481) - базовая модификация. Принят на вооружение в 1953 году.
-
А-12,7А - модернизированный. Отличается конструкцией газового двигателя.
В боекомплект включён патрон с зажигательной пулей мгновенного действия
большой чувстительности ЗМДБЧ. Принят на вооружени в 1966 году.
Технические характеристики
Калибр, мм |
12,7 |
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота |
1423
153
154,5 |
Масса, кг |
25,5 |
Темп стрельбы, выст./мин. |
900-1100 |
Начальная скорость пули, м/с |
785 |
Боекомплект, патронов |
- |
Максимальная очередь, выстрелов |
200 |
Живучесть, выстрелов |
4000 |
Литература
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 119-122.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника