ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


3МС-2

3МС-2

Первые серийные бомбардировщики М-4 обладали недостаточной дальностью полёта. Единственным реальным в то время способом увеличения дальности было применение дозаправки топливом в воздухе. В сентябре 1953 года ОКБ-23 было поручено оснастить самолёт такой системой. Разработка системы заправки "шланг-конус" была поручена ОКБ-918 С.М.Алексеева. Для отработки системы использовались летающие лаборатории на базе Ил-28 и МиГ-19. Затем испытания продолжили с использованием прототипа "М" и 2 серийных М-4. Первая передача топлива в воздухе состоялась 11 июля 1955 года. 27 сентября 1956 года начались Государственные испытания в ГК НИИ ВВС (для этого были переоборудованы ешё 2 серийных М-4). 8 февраля 1957 года был выполнен полёт на расстояние 14500 км с двумя дозаправками. Государственные испытания завершились в июне 1958 года с положительной оценкой. Танкер был принят на вооружение под обозначением М-4-II (М-4-2). Так как в это время уже развернулось производство более совершенного бомбардировщика 3М (М-6), было решено все находящиеся в строю М-4 переоборудовать в заправщики.

В конце 70-х годов в связи с сокращением по международным договорам стратегических наступательных вооружений бомбардировщики МН и 3МС начали переоборудоваться в запрввщики, соответственно 3МН-2 и 3МС-2. Разработка проводилась при участии специалистов СибНИА. Переоборудование осуществлялось на ЭМЗ им. Мясищева и на авиаремонтном заводе №360 в Рязани. 3МН-2 и 3МС-2 долгое время являлись основным средством дозаправки в полёте машин стратегической авиации (3М, Ту-22КД, Ту-22М, Ту-95, Ту-160), противолодочных Ту-142 и самолётов ДРЛО Ту-126, оборудованных системой "Конус". До появления американского танкера KC-10 это были самые мощные заправщики в мире. Большинство из них было сосредоточено в 1230 тбап (аэродром Энгельс), который позже был переименован в 1230 апсз.

При переоборудовании бомбардировщика М-4 в заправщик в у него в бомбоотсеке устанавливался дополнительный бак на 3600 л и комплексный агрегат заправки. Дозаправка могла производиться в диапазоне высот 6000-9000 м и при скорости 470-510 км/ч. На дальности 4000 км заправщик способен передать до 40 т топлива. При демонтаже дополнительного бака и КАЗ самолёт мог быть снова превращён в бомбардировщик. Переоборудоване ЗМН и 3МС было уже необратимым: у них зашивались створки бомболюка и оставался только небольшой люк для выпуска шланга с конусом.

В начале 1975 года рассматривался вопрос о переделке всех бомбардировщиков 3М в воздушные танкеры для дозаправки сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М. Но самолет-заправщик Ил-78, созданный в ОКБ С.В.Ильюшина, оказался более предпочтительным для этих целей. Заправщики 3МН-2 и 3МС-2 эксплуатировались до 1994 года, а затем были выведены в резерв. Постепенно они ставились на консервацию, а затем утилизировались. Один 3МС-2 передан в музей ВВС в Монино.

Модификации самолёта:

  • 3М-П - заправщик на базе 3МД (проект). Разработан в 1960 году.
  • 3М-Т - танкер для дозаправки ракетоносца М-52 (проект). Разработан в 1960 году.
  • 3МН-2 (3МН-II) - заправщик на базе 3МН.
  • 3МС-2 (3МС-II) - заправщик на базе 3МС.
  • М-4-2 (М-4-II) - заправщик на базе М-4. Разработан в 1953 году. С 1958 года переоборудованы все ранее выпущенные М-4.
  • М-4Р-2, 3МСР-2 - доработанные. Отличались составом БРЭО (Р-802В, АРК-42, РСБН-2с, ДИСС-1).

Лётно-технические характеристики

М-4-2 3МН-2 3МС-2
Двигатели АМ-3А ВД-7Б РД-3М-500А
Взлётная тяга, кгс 4х8750 4х9500 4х10500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

50,526
47,665
11,45
53,14
51,7
11,5
53,14
51,7
11,5
Площадь крыла, м2 330 351,78 351,78
Масса, т:

пустого
взлётная максимальная

79,7
184
76,8
192
75,74
192
Запас топлива, л 135990 135600 127200
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте
крейсерская
взлётная
посадочная

670
930
800
300
210
690
925
850
310
210
690
925
850
310
210
Радиус действия, км 4000 4000 4000
Практический потолок, м 12150 12150 12150
Длина разбега, м

пробега, м

2610
1470
2800
1650
2800
1650
Экипаж, чел. 8 7 7

Литература

  1. Бутовски П.Б. Развитие советских средств дозаправки в воздухе // Авиация и Время. - 1998. - №3. - С. 16-24.
  2. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 3-39.
  3. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 11-21.
  4. Мороз С.Г. Мясищев М-4/3М. - Киев: "Архив-Пресс", 1999. - С. 19-21, 34.
  5. Мороз С.Г. Ревущий зверь // Авиация и Время. - 2003. - №5. - С. 8-9, 36.
  6. Подольный Е. "Бизон" не вышел на тропу войны... // Крылья Родины. - 1996. - №1. - С. 13-17.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100