|
|
3МС-2
Первые серийные бомбардировщики М-4
обладали недостаточной дальностью полёта. Единственным реальным в то время
способом увеличения дальности было применение дозаправки топливом в воздухе.
В сентябре 1953 года ОКБ-23 было поручено оснастить
самолёт такой системой. Разработка системы заправки "шланг-конус" была
поручена ОКБ-918 С.М.Алексеева. Для отработки системы использовались
летающие лаборатории на базе Ил-28 и МиГ-19.
Затем испытания продолжили с использованием прототипа "М" и 2 серийных М-4.
Первая передача топлива в воздухе состоялась 11 июля 1955 года. 27 сентября
1956 года начались Государственные испытания в ГК НИИ ВВС (для этого
были переоборудованы ешё 2 серийных М-4). 8 февраля 1957 года был выполнен
полёт на расстояние 14500 км с двумя дозаправками. Государственные испытания
завершились в июне 1958 года с положительной оценкой. Танкер был принят
на вооружение под обозначением М-4-II (М-4-2). Так как в это время уже
развернулось производство более совершенного бомбардировщика 3М (М-6),
было решено все находящиеся в строю М-4 переоборудовать в заправщики.
В конце 70-х годов в связи с сокращением по международным договорам
стратегических наступательных вооружений бомбардировщики МН и 3МС начали
переоборудоваться в запрввщики, соответственно 3МН-2 и 3МС-2. Разработка
проводилась при участии специалистов СибНИА. Переоборудование осуществлялось
на ЭМЗ им. Мясищева и на авиаремонтном заводе №360 в Рязани. 3МН-2 и 3МС-2
долгое время являлись основным средством дозаправки в полёте машин стратегической
авиации (3М, Ту-22КД, Ту-22М,
Ту-95, Ту-160), противолодочных
Ту-142 и самолётов ДРЛО Ту-126,
оборудованных системой "Конус". До появления американского танкера KC-10
это были самые мощные заправщики в мире. Большинство из них было сосредоточено
в 1230 тбап (аэродром Энгельс), который позже был переименован в 1230 апсз.
При переоборудовании бомбардировщика М-4 в заправщик в у него в бомбоотсеке
устанавливался дополнительный бак на 3600 л и комплексный агрегат заправки.
Дозаправка могла производиться в диапазоне высот 6000-9000 м и при скорости
470-510 км/ч. На дальности 4000 км заправщик способен передать до 40 т топлива.
При демонтаже дополнительного бака и КАЗ самолёт мог быть снова превращён
в бомбардировщик. Переоборудоване ЗМН и 3МС было уже необратимым: у них
зашивались створки бомболюка и оставался только небольшой люк для выпуска
шланга с конусом.
В начале 1975 года рассматривался вопрос о переделке всех бомбардировщиков
3М в воздушные танкеры для дозаправки сверхзвуковых бомбардировщиков
Ту-22М. Но самолет-заправщик Ил-78,
созданный в ОКБ С.В.Ильюшина, оказался более
предпочтительным для этих целей. Заправщики 3МН-2 и 3МС-2 эксплуатировались
до 1994 года, а затем были выведены в резерв. Постепенно они ставились на
консервацию, а затем утилизировались. Один 3МС-2 передан в музей ВВС в Монино.
Модификации самолёта:
-
3М-П - заправщик на базе 3МД (проект). Разработан в 1960 году.
-
3М-Т - танкер для дозаправки ракетоносца М-52 (проект). Разработан в
1960 году.
-
3МН-2 (3МН-II) - заправщик на базе 3МН.
-
3МС-2 (3МС-II) - заправщик на базе 3МС.
-
М-4-2 (М-4-II) - заправщик на базе М-4. Разработан в 1953 году. С 1958 года
переоборудованы все ранее выпущенные М-4.
-
М-4Р-2, 3МСР-2 - доработанные. Отличались составом БРЭО (Р-802В, АРК-42,
РСБН-2с, ДИСС-1).
Лётно-технические характеристики
|
М-4-2 |
3МН-2 |
3МС-2 |
Двигатели |
АМ-3А |
ВД-7Б |
РД-3М-500А |
Взлётная тяга, кгс |
4х8750 |
4х9500 |
4х10500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
50,526
47,665
11,45
|
53,14
51,7
11,5
|
53,14
51,7
11,5
|
Площадь крыла, м2 |
330 |
351,78 |
351,78 |
Масса, т:
пустого
взлётная максимальная |
79,7
184
|
76,8
192
|
75,74
192
|
Запас топлива, л |
135990 |
135600 |
127200 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте
крейсерская
взлётная
посадочная |
670
930
800
300
210
|
690
925
850
310
210
|
690
925
850
310
210
|
Радиус действия, км |
4000 |
4000 |
4000 |
Практический потолок, м |
12150 |
12150 |
12150 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2610
1470
|
2800
1650
|
2800
1650
|
Экипаж, чел. |
8 |
7 |
7 |
Литература
- Бутовски П.Б. Развитие советских средств дозаправки в воздухе // Авиация и Время. - 1998. - №3. - С. 16-24.
- Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 3-39.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 11-21.
- Мороз С.Г. Мясищев М-4/3М. - Киев: "Архив-Пресс", 1999. - С. 19-21, 34.
- Мороз С.Г. Ревущий зверь // Авиация и Время. - 2003. - №5. - С. 8-9, 36.
- Подольный Е. "Бизон" не вышел на тропу войны... // Крылья Родины. - 1996. - №1. - С. 13-17.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|