Як-15 — первый (наряду с МиГ-9) истребитель с ТРД, выпущенный уже весной 1946 г. Двигатель первоначально РД-10 (тяга 900 кгс). В формировании схемы самолета был применен очень остроумный прием с целью создать в кратчайший срок такой самолет и в то же время дать возможность быстро освоить его в массовом применении, преодолеть непривычку летчиков к этому новому виду техники.
За основу был взят истребитель Як-3 и в нем поршневой двигатель ВК заменен ТРД осевого типа, установленным также в НЧФ, но под крылом и кабиной, с выходом реактивного сопла под хвост фюзеляжа (реданная схема). Кабина по габаритам и оборудованию была сохранена, летчик чувствовал себя в ней привычно, переучивание было легким. Сохранена была конструкция каркаса фюзеляжа, конструкция крыла (но с передним лонжероном, изогнутым аркой в обход двигателя), оперения и шасси с хвостовым колесом (в нем резина заменена стальным ободом из-за нагрева газами). Обшивка фюзеляжа сделана дюралюминиевой, а низ его за двигателем был защищен листом из жароупорной стали также от нагрева газами. Площадь крыла — 14,85 м2, взлетная масса 2634—2742 кг. Вооружение — две пушки 23 мм (60 снарядов).
Первый полет был выполнен 24 апреля 1946 г. (летчик М.И. Иванов, ведущий инженер Е.Г. Адлер) в один день с МиГ-9. 18 августа Як-15 был показан на параде в Тушино, а 5 октября уже летал первый серийный экземпляр. Испытания были закончены в мае 1947 г.
Самолет Як-15 получился удачным, скорость достигала 805 км/ч (получена 23 мая 1946 г.), т.е. прирост по сравнению с серийным Як-3 85 км/ч, время виража — 26 с. Як-15 — первый реактивный истребитель, поступивший на вооружение в СССР. Было выпушено 280 серийных машин.
Кодовое обозначение НАТО - Feather (Перо).
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1947
Размах крыльев - 9,2 м
Длина фюзеляжа - 8,7 м
Площадь крыла - 14,85 кв.м
Высота - 2,27 м
Тип двигателя - РД-10
Тяга двигателя - 900 кгс
Масса пустого самолета - 1918 кг
Масса нормальная взлетная - 2634 кг
Максимальная скорость - 805 км/ч
Посадочная скорость - 135 км/ч
Скороподъемность у земли - 24 м/с
Практический потолок - 13350 м
Дальность полета - 510 км
Продолжительность полета - 0,7 ч
Разбег - 600 м
Пробег - 720 м