ИКАМ / ICAW - The illustrated catalogue of aircraft of the world  авиация мира :: ИКАМ
   Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника
brazd.ru


BRAZD.RU

авиация мира

ИКАМ - авиация мира

каталог авиации

база авиации

каталог авиации мира



ОКБ им. Микояна МиГ-23 Фронтовой истребитель


ОКБ им. Микояна МиГ-23 Фронтовой истребитель


История создания самолета МиГ-23 берет начало в первой половине 60-х годов, когда ОКБ А.И.Микояна приступило к разработке истребителя для замены МиГ-21. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета на новом истребителе было решено установить крыло с изменяемой геометрией (консоли изменяют угол в пределах 16-72 градуса). Первый полет опытный МиГ совершил 26 мая 1967 года, а первый серийный МиГ-23С поднялся в воздух в мае 1969 года.

Серийное производство нового истребителя велось на московском заводе "Знамя Труда". Необходимость дальнейшего совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также улучшение маневренных характеристик потребовало коренного улучшения самолета. Модернизированный МиГ-23М оснащался новым двигателем, оборудованием, подвесным подфюзеляжным топливным баком и крылом с увеличенной площадью и улучшенной аэродинамикой.

Требования дальнейшего увеличения маневренности, вызванные появлением в США истребителей четвертого поколения, привели к созданию в 1974 году облегченного истребителя МиГ-23 МЛ. Самолет получил усовершенствованное оборудование, более мощный двигатель. Были внесены изменения в конструкцию планера — укорочен форкиль и фюзеляж. Самолет серийно выпускался, для советских ВВС с 1976 по 1981 гг., а на экспорт до 1985 года. На базе МиГ-23МЛ был создан перехватчик ПВО МиГ-23П с другим комплектом оборудования.

В конце 70-х годов началось производство последней и самой совершенной модификации —МиГ-23МЛД. Доработки касались в первую очередь конструкции фюзеляжа и были призваны улучшить характеристики устойчивости самолета на больших углах атаки. Истребитель оснащался усовершенствованной РЛС, способной сопровождать до 6 целей одновременно. Для защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеры с инфракрасными ловушками.

Истребитель МиГ-23МЛД широко применялся в Афганистане, где помимо задач обороны от возможных действий ВВС Пакистана, использовался для нанесения ударов по наземным целям, причем потери от огня зенитных средств были минимальные: благодаря высокой тяговооруженности МиГ-23 резко набирал высоту и быстро выходил из зоны поражения.

Несколько сот Миг-23С до сих пор служат в вооруженных силах России, заменяя Су-9, Су-11 и Як-28П. Ракеты, укреплены на среднем пилоне, пилонах под воздухозаборниками и основаниями крыльев. Для зарубежных заказчиков производилась упрощенная модификация Миг-23 с такой же высокоскоростной конструкцией планера и системами Миг-23С, но без радара. Третья модификация - двухместный тандем Миг-23У, используемый в учебных целях.

В состав оборудования входят : - РЛС "Сапфир-21" (МиГ-23С и МиГ-23МС), - импульсно-доплеровская РЛС "Сапфир-23Д" (МиГ-23М и МиГ-23МФ, дальность обнаружения воздушной цели класса МиГ-21 - 55 км, дальность захвата 35 км), "Сапфир-23МЛ" (Ми Г-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели 85 км, дальность захвата 55 км) или "Сапфир-23МЛА" (МиГ-23МЛА); - теплопеленгатор ТП-23, ТП-23-1, ТИ-23М (МиГ-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели в задней полусфере до 35 км) или ТП-26 (60 км); - станция наведения УР класса воздух - поверхность "Дельта-Н" (МиГ-23С или "Дельта-НГ"; система "Лазурь-С" (Ми1-23С), "Лазурь-СМ" (МиГ-23М) или "Лазурь-СМЛ" (МиГ-23МЛ), обеспечивающая автоматическое наведение самолета с использованием наземной системы управления "Воздух"; - ИЛС АСП-ПФ (МиГ-23С), АСП-23Л (МиГ-23Л) или АСП-17МЛ (МиГ-23МЛ); - радиостанция Р-832М или Р-862 (МиГ-23МЛА); - аварийная радиостанция Р-855УМ; - навигационная система "Полет-1Л-23" (МиГ-23С, МиГ-23М) или "Полет-2Л-23" (МиГ-23МЛ); - автоматический радиокомпас АРК-10 или АРК-15М; - маркерный радиоприемник МРП-56П; - радиовысотомер РВ-УМ (МиГ-23С) или РВ-4; - самолетная аппаратура радиотехнической системы ближней навигации ГСБН-6С; - ответчик СО-69; - система предупреждения и оповещения СЗМ; - система постановки активных радиолокационных помех "Репер" Н; - автоматическая система управления САУ-23А (МиГ-23С, МиГ-23М), САУ-23АМ; - система ограничительных сигналов СОС-3-4 (МиГ-23МЛД).

Самолеты МиГ-23 поздних серий оснащены контейнерами с ИК ложными целями (расположены над неподвижной частью крыла) .

Самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС и войскам ПВО СССР, ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.

Серийное производство прекращено в начале 1980-х годов.

Разновидности истребителя МиГ-23:

МиГ-23С — первый серийный истребитель модели МиГ-23. Первый полет самолет совершил 21 мая 1969 г. Оснащение: ТРДФ Р-27Ф-300, РЛС РП-22, теплопеленгатор, радиокомпас АРК-10 и аппаратура приводной системы АСП-ПФ.
Выпускался в 1969—1970 гг. в г. Москве на ММЗ "Знамя труда" (в настоящее время МНПО им. Дементьева).

МиГ-23УБ — учебно-боевой самолет "Спарка". Выпускался в 1970—1978 гг. в Иркутске.

МиГ-23М — самолет с крылом увеличенной площади и усовершенствованной аэродинамикой. Вооружение истребителя, имевшего усовершенствованную РЛС "Сапфир-23Д", позволяло сопровождать цели на фоне земли, теплопеленгатор ТП-23 и оптический коллиматорный прицел АСП-23Д позволили применять УР средней дальности Р-23Р (радиолокационная полуактивная система наведения) и Р-23Т (И К самонаведение), а также УР с ИК самонаведением малой дальности К-13М.

МиГ-23МС и МиГ-23М с упрощенной бортовой радиоэлектроникой и вооружением в 1973 году предназначались для поставок на экспорт.

МиГ-23М и МиГ-23МФ — второй экспортный вариант самолета (1977 г.) имел более мощную РЛС.

МиГ-23МЛ — начал выпускаться с 1974 г. Самолет имел усовершенствованную автоматическую систему управления, РЛС "Сапфир-23МЛ", теплопеленгатор ТП-23М, систему опознавания "свой—чужой" СРО-2М и индикатор на лобовом стекле ИЛС АСП-17МЛ. МиГ-23П — облегченный перехватчик для войск ПВО, способный вести борьбу с низколетящими целями. Начал выпускаться с 1977 года.

МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23. Самолет имел оптимальную компоновку, обеспечивающую существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера. РЛС истребителя способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей. Для защиты на малых высотах от ПЗРК и УР с ИК системами самонаведения на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеров с ИК ловушками. Вооружение: УР Р-24Р, Р-24Т, а в дальнейшем устанавливались высокоманевренные ракеты ближнего боя Р-73 с ИК системой самонаведения.

Характеристики базовой модели МиГ-23МЛ Размах крыла - 7,8 / 14,0 м. Длина самолета - 16,7м. Высота - 5,77 м. Площадь крыла, кв.м. - 37,35 при 16°; - 35,50 при 45°; - 34,16 при 72°. Масса пустого - 10850 кг. Взлетная масса - 14700 кг. Максимальная взлетная масса - 17800 кг. Тип двигателя - ТРДФ Р-35-300. Максимальная тяга, кН/кгс: — бесфорсажная - 2х84,0/2х8550; — форсажная - 2х124,5—127,5/2х12700—13000. Максимальная скорость, км/ч: — у земли - 1350; при угле стреловидности 16° - 940(М=0,8); — на большой высоте - 2500 (М=2,35). Посадочная скорость - 240 км/ч. Практический потолок - 18500 м. Практическая дальность, км: — без ПТБ - 1950; — с ПТБ (3х800 л) - 2820. Длина разбега - 500 м. Длина пробега - 750 м. Максимальная эксплуатационная перегрузка - 8,5 при полном ракетном вооружении и М=0,85 - 4,0

Вооружение: пушка ГШ-23Л (23 мм, 3200 выстр./мин. боекомплект 260 патронов), УР средней дальности Р-23Р и Р-24Р с радиолокационной полуактивной системой наведения, а также Р-23Т и Р-24Т с ТГС на двух подкрыльевых узлах внешней подвески и до четырех УР ближнего боя Р-60 и Р-60М на двух подфюзеляжных узлах. Для поражения наземных целей применяются УР Х-23 с наведением по лучу, НАР и свободнопадающие бомбы общей массой до 2000 кг.

ОКБ им. Микояна МиГ-23Б Истребитель-бомбардировщик

МиГ-23Б - модификация фронтового истребителя МиГ-23. По сравнению с исходным самолетом улучшен обзор вперед-вниз, введено бронирование (в частности, установлены накладные бронелисты в районе кабины летчика) и ударное вооружение. Для улучшения проходимости по грунтовым аэродромам увеличен размер колес шасси. Создан на базе фронтового истребителя МиГ-23. Предназначен для нанесения ударов по неподвижным наземным целям в тылу противника в светлое время суток, а также для штурмовых действий при помощи пушек, НАР и свободнопадающих бомб.

Проектирование МиГ-23Б начато в 1969 г. Первый полет состоялся 20 августа. 1970 г. (летчик - испытатель П. М. Остапенко), серийный выпуск начат в 1971 г., построено 24 самолета. МиГ-23БН - развитие самолета МиГ-23Б с крылом истребителя МиГ-23М и новым ТРДФ.

МиГ-23Б различных модификаций строились на ММЗ "Знамя труда", а также переоборудовались на ремзаводах из ранее построенных истребителей МиГ-23. Широко применялись в боевых действиях в Анголе, Ливане (1982 г.), а также в ходе Ирано - иракской войны. В 1973 г. на базе МиГ-23Б был создан и принят на вооружение фронтовой истребитель МиГ-27.

МиГ-23БН оснащен лазерным дальномером "Фон", прицельной системой "Сокол-23С", навигационной системой КН-23, станцией наведения УР класса воздух - поверхность "Дельта-Н" или "Дельта-НГ", оптическим прицелом АСП-17Б, бомбардировочным прицелом РБК-З, аппаратурой радионавигационной системы РСБН-6С, системой автоматического управления САУ-23Б, радиовысотомером РВ-5Р, оптическим визиром, радиостанциями Р-802Г, Р-832М и Р-855УМ, системой речевых сообщений РИ-65Б, автоматическим радиокомпасом АРК-15М, маркерным приемником МРП-56П (А-611), доплеровским измерителем скорости и сноса ДИСС-7, бортовым вычислителем В-144, самолетным ответчиком СОД-57М, станцией предупреждения о радиолокационном облучении СЗМ. МиГ-23БМ оснащен прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23 и лазерным дальномером "Клен". На МиГ-23БК аналоговый вычислитель ПрНК-23 заменен цифровым, обеспечивающим более широкие возможности по атаке со сложных видов маневра, может подвешиваться контейнер с разведывательным оборудованием. Под фюзеляжем может размещаться контейнер с системой управления противорадиолокационной УР "Вьюга".

МиГ-23Б всех модификаций состояли на вооружении истребительно-бомбардировочной авиации ВВС СССР. МиГ-23БН поставлялись ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии, Египта, Германии, Ирака, Индии, Кубы, Ливии, Нигерии, Чехословакии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Сирии, Судана. Серийное производство прекращено в конце 1970-х годов.

Модификации самолета:
МиГ-23Б ("32-24") - серийный истребитель-бомбардировщик (1970 г.),
МиГ-23БН ("32-23") - серийный истребитель-бомбардировщик (1970 г.).
МиГ-23БМ ("32-25") - серийный истребитель-бомбардировщик (1973 г.).
МиГ-23БК ("32-26") - серийный истребитель-бомбардировщик (1974 г.).

Характеристики базовой модели МиГ-23Б: Год принятия на вооружение - 1971 Размах крыла - 7,8 / 14,0 м. Длина самолета - 16,7 м. Высота - 5,77 м. Площадь крыла, кв.м. - 37,35 при 16°; - 35,50 при 45°; - 34,16 при 72°. Масса пустого - 11200 кг. Взлетная масса - 15600 кг. Максимальная взлетная масса - 18600 кг. Тип двигателя - 1 ТРДФ АЛ-21Ф-3 (Р-29Б-300) Максимальная тяга, кН/кгс: — бесфорсажная - 1х78,4 / 1х8000; — форсажная – 1х110,5 / 1х11270. Максимальная скорость, км/ч: — у земли - 1350; — на большой высоте - 1800 (М=1,7). Практический потолок - 18000 м. Практическая дальность, км: — без ПТБ - 1870; Максимальная эксплуатационная перегрузка - 8,5.

Вооружение: 23-мм пушка ГШ-23Л (200 патронов). Ракетное вооружение включает четыре блока НАР УБ-32А с 32 ракетами С-5 (51 мм) или четыре блока Б-8М (20 НАР С-8, 80 мм). Под крылом могут подвешиваться две УР Х-23, управляемые по лучу при помощи станции наведения "Дельта-НГ" (смонтирована над левой неподвижной частью крыла). Для самообороны применяются ракеты малой дальности Р-ЗС класса воздух - воздух с ТГС. Для борьбы с РЛС подвешиваются две УР Х-21 (МиГ-23БК). Бомбовая нагрузка 3000 кг. Может брать на борт до 18 бомб калибром 50 - 100 кг, 8 - калибром 250 кг или 4 - калибром 500 кг. Возможна подвеска бомбовых кассет РБК-250, бетонобойных боеприпасов БетАБ-250 и БетАБ-500, бронебойных бомб, баков с напалмом. Бомбы небольшого калибра размещаются на многозамковых балочных держателях МБДЗ-У6-68. Допускается подвеска под крылом двух пушечных контейнеров УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23 (250 патронов).




© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира / ICAW - The illustrated catalogue of aircraft of the world
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Rambler's Top100