ИКАМ / ICAW - The illustrated catalogue of aircraft of the world  авиация мира :: ИКАМ
   Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника
brazd.ru


BRAZD.RU

авиация мира

ИКАМ - авиация мира

каталог авиации

база авиации

каталог авиации мира



Focke-Wulf Fw.190A Истребитель-бомбардировщик


Focke-Wulf Fw.190A


Большое крыло показало свои преимущества еще в самом начале испытаний, но сборка предсерийных машин уже зашла довольно далеко. В результате новое крыло стало ставиться, начиная с восьмого Fw.190a-0, законченного в начале 1941 г. На Танка оказывали сильное давление, чтобы обеспечить поставку самолетов в строевые части к концу лета 1941 г. "Фокке-Вульф" уже получила контракт на 100 Fw.190a-1, для которых в Мариенбурге уже готовилось производство. АГО и "Арадо" также получили указание готовиться к выпуску истребителя на заводах в Ошерслебене и Варнемюде. Войсковые испытания проходили в специальной части в Рехлине, куда в марте 1941 г поставили шесть Fw.190a-0.

Из 40 заложенных Fw.190a-0 не менее 14 получили номера "ферзух" и использовались для испытаний и доводки самолета. Шесть машин были поставлены в опытную эскадрилью "190" в Рехлине между 22 февраля и 29 апреля 1941 г (## 0013, 0014, 0018, 0019, 0021 и 0022). Они активно гонялись испытателями и строевыми летчиками с целью выявить все детские болезни самолета и ускорить принятие истребителя на вооружение. Их возглавил обер-лейтенант Отто Бехренс. Обслуживающий персонал был набран из II/JG.26, уже определенной в качестве головной по перевооружению на новый истребитель.

Несмотря на хорошую прочность конструкции и отличную управляемость, программа освоения нового истребителя все еще упиралась в проблемы с двигателем. ВМW-801С-1 был в целом ряде аспектов совершенным и очень компактным. Он имел одноступечатый центробежный нагнетатель с автоматическим переключением двух скоростей, непосредственный впрыск топлива и единое управление наддувом, зажиганием и оборотами. На ВМW-801С-1 использовался 12-лопастный охлаждающей вентилятор со скоростью вращения в 3,17 раз быстрее винта и внутренний дефлектор. Создаваемый внутри капота воздушный напор использовался для охлаждения двигателя, масла, а также шел в воздухозаборник нагнетателя. Винт VDМ изменяемого шага имел устройство автоматического поддержания постоянной скорости вращения с помощью гидропривода, который добавил дополнительных проблем при опытной эксплуатации самолета в Ле Бурже.

В Ле Бурже планировали провести боевые испытания Fw.190 в составе II/JG.26, в то время базировавшийся в Малдегеле в Бельгии. Эта программа чуть не кончилась катастрофой для истребителя - двигатели слишком часто перегревались. Большинство взлетов прерывалось - двигатель заклинивало еще до достижения скорости отрыва, а если самолет отрывался от земли, то заходил он на посадку, волоча за собой хвост дыма. Нижние цилиндры заднего ряда "звезды" двигателя заклинивало из-за плохого охлаждения, масло- и бензоводы обрывались, тяжелый бронированный маслорадиатор покрывался трещинами, а автомат управления шагом винта постоянно отказывал.

"Фокке-Вульф" обвиняла в проблемах двигатель, а БМВ обвиняла "Фокке-Вульф". По мнению двигателестроителей не было уделено достаточного внимания охлаждению мотора. Дефекты истребителя были настолько серьезными, что комиссия РЛМ предложила остановить всю программу Fw.190. Согласно утверждению техника JG.26 Эрнста Баттмера ключ решения проблем лежал в тесном взаимодействии авиа- и двигателестроителей. В результате в конструкцию было внесено до 50 различных изменений, после чего самолет был принят на вооружение.

Пока проходили испытанин в Ле Бурже первые серийные Fw.190a-1 стали сходить со сборочной линии в Мариенбурге. Первые четыре самолета были приняты люфтваффе в июне 1941 г, еще 18 в июле, а все 100 к концу октября 1941 г. В следующем месяце со сборочной линии сошел первый Fw.190a-2, но еще в августе и октябре эту модификацию стали выпускать заводы в Варнемюнде и Ошерслебене. До конца года эти три завода поставили 124 Fw.190a-2.

Fw.190a-1 отличался от своего предшественника А-0 незначительно - изменения вносились на сборочной линии по результатам испытаний в Рехлине. Они включали установку притяжных замков на капот двигателя и пиротехнической системы сброса фонаря кабины, так как последний отказывалсы отделяться от самолета на скорости выше 400 км/ч. Вооружение самолета составляли четыре пулемета МG-17, хотя и была предусмотрена установка пары крыльевых пушек МG-FF сразу за точками крепления шасси. Опытная установка пушек была сделана на восьмом "большекрылом" Fw.190a-0 (#0022), ставшим Fw.190-V8. Несколько серийных А-1 так-же получили такое вооружение.

В конце июля 1941 г первый Fw.190a-1 поступил в 6./JG.26 на смену Вf.109e-7. В начале сентября II/JG.26 была полностью перевооружена с Вf.109f на Fw.190a-1, не выходя из боев.

Fw.190a-2 рассматривался Техническим департаментом уже настоящим серийным самолетом. Двигатель стал ВМW-801С-2, в корне крыла были установлены пушки МG-151/20, заменившие здесь пулеметы МG-17. Это потребовало установить обтекатели на крыле. Пулеметы MG-17 на фюзеляже были приподняты, спуск электропневматический, магазин на 2000 патронов (на оба) размещался сразу за двигателем. Пушки МG-151 с электроспуском в корне крыла имели 200 снарядов на ствол в магазине в фюзеляже. Так как огневая мощь все еще считалась недостаточной, большинство Fw.190a-2 получили и крыльевые МG-FF с 55 снарядами на ствол.

Прицел был "Реви" С/12d. Система выбора оружия позволяла использовать любую пару пушек и пулеметов отдельно или все их одновременно. Кабина была тесноватой, но с хорошим обзором, особенно назад. Бронированное лобовое стекло размещалось под углом 63 градуса. Фонарь был сделан из цельного куска и сдвигался назад вместе с небольшим гаргротом. Оборудование включало радиостанцию FuG-7. Бронирование состояло из 14-мм заголовника, 8-мм бронеспинки и небольших 8-мм плиток над и под бронеспинкой и по ее бокам.

Двигатель ВМW-801С-2 развивал на взлете 1600 л.с. и 1380 л.с. на высоте 4600 м. При наборе высоты мощность доходила до 1460 л.с. Он монтировался на сварной мотораме из стальных труб к кольцу с помощью гибких резиновых втулок. Причем кольцо крепления двигателя было полым и образовывало гидроаккумулятор. В крыле топлива не было. Два протектированных бака располагались в фюзеляже. Один на 230 л перед пилотом, другой на 290 л за и под пилотом. Их разделял проходящий через фюзеляж главный лонжерон крыла. Пустой вес Fw.190a-2 был 3180 кг. При установке пушек МG-FF он возрастал до 3250 кг. Взлетный вес соответственно был 3858 и 3980 кг. Как истребитель Fw.190a-2 продемонстрировал свое полное превосходство перед "Спитфайром"-V. Это был неподражаемый боец в высотном диапазоне от 5000 до 7500 м, хотя выше и ниже скорость заметно падала. Максимальная скорость на высоте 5500 м достигала 622 км/ч. При полном газе, который можно было использовать в течении одной минуты, скорость на высоте 6000 м достигала 660 км/ч. На высоте 1000 м максимальная скорость падала до 515 км/ч. Нормальная дальность полета была 900 км при скорости 440 км/ч.

Весной 1942 г начались поставки модернизированных двигателей ВМW-801D-2. В результате с трех сборочных линий стал сходить Fw.190a-3. Всего было выпущено чуть более 400 А-2, из них три четверти на "Арадо" и АГО. Внешне А-3 не отличался от предшественника, за исключением стяжных застежек на капоте, лючков обслуживания и изменения формы воздухозаборника нагнетателя. После поставки первой партии были введены и выпускные жалюзи за капотом. ВМW-801D-2 был подобен ВМW-801С-2, но cтепень сжатия была увеличена с 6,5 до 7,22. Была изменена также скорость работы нагнетателя, мощность на чрезвычайном режиме возросла до 1700 л.с. у земли, до 1440 л.с. на высоте 5700 м и 1500 л.с. при наборе высоты. Вооружение состояло из пары фюзеляжных МG-17, двух МG-151/20 в корне крыла и двух МG-FF в консолях. Летные данные по сравнению с Fw.190a-2 заметно возросли. Радиостанция FuG-7а была дополнена ответчиком FuG-25а.

В течение весны и лета 1942 г проходил испытания Fw.190-V8, который был переоснащен на ВМW-801D-2. На нем испытывались различные подкрыльевые и подфюзеляжные держатели для бомб и сбрасываемых баков в варианте либо Jabo - истребителя-бомбардировщика, либо Jabo-Rei - дальнего бомбардировщика на базе Fw.190a-3. Эти испытания позволили превратить с помощью сначала "наборов заводской установки", а потом и "наборов полевой установки" истребитель "Фокке-Вульфа" в истребитель-бомбардировщик, разведчик, ночной всепогодный перехватчик, штурмовик, торпедоносец и даже в двухместный тренировочный самолет.

Fw.190-V8 летал с подфюзеляжными держателями ЕТС-250 и 500 на 250-кг бомбу SC-250 или 500-кг SC-500, а также с крыльевыми держателями на четыре 50-кг бомбы SС-50. Подвешивался и дополнительный 300-л топливный бак. В конце лета 1942 г возможность установки бомбодержателей предусматривалась уже на сборочной линии. В результате появился Fw.190a-3/U1 с подфюзеляжным держателем ЕТС-500 и без крыльевых пушек МG-FF. Держатель позволял поднять либо 500-кг, либо 250-кг бомбу, либо четыре 50-кг бомбы на специальном переходнике. На большинстве последующих моделей Jabo или Jabo-Rei створки шасси на фюзеляже снимались. Держатель ЕТС с 250-кг бомбой снижал максимальную скорость на 45 км/ч у земли и 55 км/ч на высоте 6500 м. Fw.190а-3/U3 был подобен U1, но под фюзеляжем был держатель ЕТС-250. При этом на одних Jabo остались крыльевые пушки МG-FF, а другие несли подкрыльевые держатели. Fw.190a-3/U4 был бронированным разведчиком с двумя фотокамерами Rb-12 в хвостовой части фюзеляжа и без крыльевых МG-FF.

В течение 1942 г выпуск Fw.190a неуклонно возрастал. В мае к производству истребителя подключился завод "Физелера" в Касселе. В июле был достигнут пик производства - 194 истребителя. К концу 1941 г люфтваффе приняли только 224 Fw.190a; в 1942 г было поставлено 1878 машин этого типа - более 40% всего выпуска одномоторных истребителей в Германии.

В течение 1942 г Fw.190a-3 на сборочных линиях был заменен на Fw.190a-4, главным отличием которого была система форсажа МW-50, поднимавшая мощность и высотность двигателя ВМW-801D-2. Смесь действовала, как антидетонационная, и позволяла на короткий промежуток времени поднимать мощность, хотя это и снижало ресурс двигателя. Другим отличием была замена радиостанции FuG-7а на FuG-16, что внешне проявилось в небольшом пилоне на киле для крепления антенны. С помощью "заводского набора" вариант Fw.190a-4/U1 оборудовался двумя подкрыльевыми держателями ЕТС-501, а вооружение сокращалось до двух МG-151, пристрелянных на дистанцию 200 м, вместо обычных 450 м.

На Fw.190a-4/UЗ одна 250-кг бомба под фюзеляжем могла заменяться на 300-л топливный бак. Стандартное вооружение было сохранено, но на практике крыльевые МG-FF часто снимались. Было установлено дополнительное бронирование. Fw.190a-4/U8 и варианте дальнего истребителя-бомбардировщика сохранил полное вооружение и мог несги 300-л бак и четыре 50 кг бомбы под крылом. Взлегный вес достиг 4450 кг. Без пушек МG-FF он мог нести две 250-кг бомбы и 300-л бак. Взлетный вес достигал при этом 4755 кг. При вооружении только из двух МG-151 под самолет можно было подвесить одну 250-кг бомбу и два 300-л бака.

Тактико-технические характеристики: Год принятия на вооружение - 1941 Размах крыла - 10,50 м Длина - 8,80 м Высота - 3,95 м Площадь крыла - 17,70 кв.м Масса, кг - пустого самолета - 2900 - нормальная взлетная - 3980 Тип двигателя - 1 ПД ВМW-801D-2 Мощность - 1700 л.с. Максимальная скорость, км/ч - у земли - 500 - на высоте - 668 Крейсерская скорость - 445 км/ч Максимальная скороподъемность - 864 м/мин Практический потолок - 10600 м Экипаж - 1 чел

Вооружение: 2 20-мм пушки МG-151 в корне крыла с 200 снарядами на ствол и 2 20-мм пушки MG-FF c 55 снарядами на ствол, 2 7.9мм пулемета MG-17 с 1000 патронами на ствол в носовой части фюзеляжа.

Focke-Wulf Fw.190D Dora Истребитель-бомбардировщик

Fw.190D - "длинноносая Дора", как его называли в Люфтваффе, или "Дора-9" - рассматривался Танком в качестве временного решения до готовности Та.152. Однако, сам по себе этот прекрасный истребитель во многих аспектах представлял собой наиболее удачную модель, выпускавшуюся "Фокке-Вульфом".

Для переделки в Fw.190d использовались шесть планеров А-серии. Первый из них (CF+OX) получил обозначение V17 и полетел в марте 1942 г. Двигатель на нем был Jumo-213А. К середине лета к нему присоединились еще пять подобных машин V20-V23 и V25. За исключением V21 c новыми законцовками крыла, увеличившими размах до 10,8 м, опытные самолеты не отличались от машин серии А. Фюзеляж получил только 45-см прямую вставку непосредственно перед оперением, чтобы тем самым компенсировать удлинение носовой части на 0,6 м вследствие замены мотора.

Большинство этих опытных самолетов были вооружены парой синхронных пулеметов МG-17 и пушками МG-151/20 в корне крыла. Испытания проходили параллельно с полетами машин серии С. Позже, в 1943 г несколько планерон Fw.190a-7 переделали под двигатель "Юмо". Они поступили в люфтваффе для войсковых испытаний под обозначением Fw.190d-0. Первым из них был Fw.190-V53 (DU+UС). Вооружение осталось, как на А-7 - пара фюзеляжных МG-17 и четыре крыльевых МG-151. Тем временем первый опытный самолет новой серии - V17 был модифицирован как прототип будущих серийных машин Fw.190d-9, которые стали выпускаться с лета 1944 г. Вторым опытным самолетом этой модификации стал Fw.190-V54.

Fw.190d-9 несколько отличался от предсерийных D-0. Хорда его стабилизатора была увеличена на 130 мм, а площадь стала больше на 0,23 кв.м, что решило проблему неустойчивости самолета на некоторых режимах. Консольные МG-151 сняли, а МG-17 заменили на МG-131. Были и некоторые другие незначительные изменения, например, в мотораме. Под фюзеляжем появился держатель ЕТС-504, под крылом можно было установить два держателя ЕТС-71 или ЕТС-503. На самолете был установлен прицел ТSА-2d и оборудование системы форсажа МW-50.

Первоначально пилоты люфтваффе приняли "длинноносую Дору" с некоторым подозрением. Двигатель Jumo-213 рассматривался, как чисто бомбардировочный, и его установка на истребитель была явно вынужденной мерой. Да и сам Танк этого не отрицал. В октябре 1944 г во время визита в первую группу, перевооруженную на "Дору-9" - III/JG.54 в Ольденбурге, он назвал самолет решением "чрезвычайным" в ожидании готовности Та.152. 12 октября 9-я и 10-я эскадрильи были переведены в Ахмер и Хесепе для обеспечения прикрытия взлетов и посадок Ме-262 из JG.7 - на этих режимах самолет Мессершимитта был крайне уязвимым. Первое же серьезное знакомство пилотов JG.54 с "Дорой-9" рассеяло все сомнения. Новый самолет без труда обставлял своего предшественника с ВМW-801 на вертикали и на пикировании. Кроме того, он обладал отличной скоростью крена. Пилоты убедились, что истребитель "Фокке-Вульфа" с двигателем Jumo-213 ло крайней мере не уступает хваленому "Мустангу" Р-51В.

Установленный на D-9 двигатель Jumo-213А-1 с трехлопастным винтом-автоматом VS-111 развивал мощность 1776 л.с. на взлете и 1600 л.с. на высоте 5500 м. С впрыском водно-метаноловой смеси мощность повышалась до 2240 л.с. у земли, 2000 л.с. на высоте 3400 м и 1880 л.с. на 4750 м. Сама двигательная установка крепилась на кольцевой раме к противопожарной перегородке как единый узел на четырех болтах. Два полукруглых радиатора монтировались вокруг редуктора. За ними были выпускные створки, регулируемые автоматически термостатом на валу двигателя. Топливо размещалось в двух баках перед кабиной. В переднем было 230 л топлива, а в заднем - 290 л. В бак для МW-50 за кабиной можно было залить еще 115 л топлива. Впрыск МW-50 можно было использовать на взлете и до высоты 5000 м в течение 10 минут. Всего бака хватало на 40 минут форсажа.

Для фюзеляжных пулеметов МG-131 было по 475 патронов на ствол, а для двух МG-151 в корне крыла - по 250 снарядов. Бронезащита состояла из 14-мм заголовника, 8-мм бронеспинки у пилота, а у двигателя из двух плит, между которыми располагался радиатор. Передняя плита толщиной 11 мм, а задняя - 6 мм. Прямая вставка в хвостовую часть фюзеляжа вмещала восемь кислородных баллонов - своеобразный противовес двигателю.

Поставки Fw.190d-9 в люфтваффе начались в августе 1944 г с заводов "Фокке-Вульфа" в Коттбусе и "Физелера" в Кассель-Вальдау. Первые два самолета, сошедшие со сборочной линии в Коттбусе, были фактически единственными экземплярами Fw.190d-10 с двигателем Jumo-213С и винтом VS-111, которые были приспособлены под установку в развале цилиндров пушки, стреляющей через втулку винта. Вооружение состояло из пушки МК-108 в развале цилиндров и одной МG-151/20 в корне левого крыла. Тем временем семь планеров Fw.190a-8 были переделаны в опытные самолеты (V55-V61) Fw.190d-11 - истребителя и штурмовика. В состав усиленного вооружения вошли две консольные пушки МК-108 и две МG-151/20 в корне крыла. Двигатель Jumo-213F оборудовался трехступенчатым нагнетателем, без промежуточного охладителя. Впрыск МW-50 осуществлялся перед третьей ступенью.

Еще в начале производства Fw.190d-9 получил каплевидный фонарь по образцу серии F. С начала 1945 г небольшое число самолетов было выполнено в варианте Fw.190d-9/R11 - всепогодного истребителя с автопилотом РКS-12 и навигационным оборудованием FuG-125 "Хермине". С начала 1945 планировалось все самолеты серии D выполнять многоцелевыми, способными использоваться в качестве перехватчика и штурмовика. В феврале 1945 г на сборочной линии появился Fw.190d-12, c новым двигателем Jumo-213F-1 с измененным и сильно бронированным капотом, системой МW-50, вооружением из двигательной пушки МК-108 и двух МG-151/20 в корне крыла. Планировалось несколько версий данной модификации, включая D-12/R5 с Jumo-213ЕВ c большей степенью сжатия и протектированными крыльевыми баками на 315 л топлива. До серии был доведен только Fw.190d-12/R11 - всепогодный перехватчик с РКS-12 и FuG-125 "Хермине".

Предполагалось и производство D-13, отличавшегося от D-12 только заменой двигательной МК-108 на МG-151/20 с 220 снарядами. Две крыльевые МG-151 имели по 250 снарядов на ствол. Двигатель планировался Jumo-213ЕВ. Вариант Fw.190d-13/R5 должен был оборудоваться прицелом ТSА-2D и держателем ЕТС-71, но дальше двух опытных машин дело не пошло.

В конце осени 1944 г Технический департамент, ранее отдававший предпочтение двигателю Jumo-213, пересмотрел свои взгляды после изменения ситуации с поставками двигателей. В результате последовала инструкция при первой же возможности заменить на Fw.190d двигатель "Юнкерса" на двигатель "Даймлер-Бенца". В октябре 1944 г два первых серийных Fw.190d-9 были переделаны под двигатель DВ-603АЕ прямо на сборочной линии завода "Фокке-Вульфа" в Зорау. В течении месяца испытания с новым двигателем проходили на базе "Даймлер-Бенца" в Эхтердингене. Fw.190d с DВ-603 еще назывался "Хаспель-ягер" в честь директора "Диймлер-Бенца" Хаспеля, который и подтолкнул министерство авиации к решению принять новый двигатель. Во время испытаний эти самолеты показали скорость 700 км/ч на высоте 10000 м.

Самолет планировалось выпускать с двигателем DB-603Е или DВ-603ЕА под обозначением Fw.190d-14, а с DB-603ЕD или DВ-603G - Fw.190d-15. Переоборудование последнего из стандартного Fw.190d началось раньше первого. Между 11 и 17 марта 1945 г в Эхтердинген была перегнана первая партия из 15 Fw.190d-9 для переоборудования в D-15. На них ставился двигатель DB-603G взлетной мощностью 1900 л.с. и 1560 л.с. на высоте 7400 м. Прежде чем американцы заняли завод, успели переоборудовать только один самолет.

Всего же было построено от 650 до 700 истребителей серии D. В декабре 1944 г только завод "Фокке-Вульфа" в Мариенбурге выпускал в день восемь Fw.190d, хотя с воздуха казался совершенно разрушенным бомбардировками.

Всего в 1944 г люфтваффе приняли 11411 Fw.190 разных серий - на 375% больше, чем за предыдущий год. До конца 1944 г поступило 16724 истребителя "Фокке-Вульфа". Никаких точных данных о производстве в течении 1945 г нет, но можно предполагать, что в последние месяцы войны было выпущено около 2700 самолетов.

Тактико-технические характеристики: Год принятия на вооружение - 1942 Размах крыла - 10,50 м Длина - 10,20 м Высота - 3,35 м Площадь крыла - 17,70 кв.м Масса, кг - пустого самолета - 3490 - нормальная взлетная - 4300 - максимальная взлетная - 4840 Тип двигателя - 1 ПД Junkers Jumo-213А-1 Мощность, л.с. - номинальная - 1776 - с впрыском MW-50 - 2240 Максимальная скорость, км/ч - у земли - 576 - на высоте - 680 Практическая дальность - 830 км Максимальная скороподъемность - 954 м/мин Практический потолок - 10000 м Экипаж - 1 чел

Вооружение: 2 пушки МG-151/20 с 250 снарядами на ствол в корне крыла, 2 13-мм фюзеляжных пулемета МG-131 с 475 патронами на ствол 500-кг бомба на держателе ЕТС-504.

Focke-Wulf Fw.190F(G) Истребитель-бомбардировщик/штурмовик

Еще в начале своей карьеры Fw.190 продемонстрировал необычную гибкость применения для решения различных боевых задач, а не только в качестве истребителя в диапазоне средних высот. К концу осени 1942 г с возрастанием роли штурмовой авиации и быстрым устареванием Ju.87 было решено запустить в производство вариант Fw.190f для решения задач непосредственной поддержки сухопутных войск. Первоначально планировалось создать на базе Fw.190a-4 разведчик Fw.190e-1, но с этой задачей справлялись истребители Fw.190a-3 и А-5 с набором R4, включавшем одну фотокамеру Rb-75/30, 50/30, 20/30 или две Rb-12,5. В результате работы по Fw.190e-1 были прекращены.

По существу F-серия подразумевала лишь стандартный вариант установки держателя ЕТС-501 на одну 500-кг (или четыре 50-кг бомбы через переходник ER-4), плюс крыльевые держатели на пару 250-кг бомб. Двигатель, баки и пилот защищались броней. Шасси усилили из-за возросшего взлетного веса. Первая партия Fw.190F-1 переделывалась из планеров А-4 прямо на сборочной линии. Для войсковых испытаний в конце 1942 г были поставлены 25-30 таких самолетов. Консольные пушки были сняты; cохранились фюзеляжные пулеметы МG-17 и две пушки МG-151/20 в корне крыла. Первый настоящий штурмовой вариант Fw.190f-2 появился весной 1943 г. В качестве базы для него использовался Fw.190a-5. Вооружение осталось тем же, держатель часто был только ЕТС-501. Установили новый фонарь, больше отвечающий требованиям пилотов к обзору во время штурмовки. К этому времени вместе с другими машинами в качестве штурмовиков на Восточном фронте во 2-й группе 1-й штурмовой эскадры были задействованы Fw.190a-4/U3. Подразделения с этими машинами использовались в воздушном командовании "Дон" и в 4-м воздушном флоте.

В начале лета 1943 г со сборочной линии "Арадо" в Варнемюнде стал сходить Fw.190f-З, выпускавшийся параллельно с F.190a-6 и имевший такое же облегченное крыло. Вооружение не изменилось, но держатель ETC-501 под фюзеляжем сменился на ЕТС-250, способный поднять 250-кг бомбу или 300-л бак. Вариант Fw.190f-3/R1 отличался от базовой модели четырьмя крыльевыми держателями ЕTС-50. Были выпущены и 20 Fw.190f-3/RЗ, несшие под консолями пушки МК-103.

Всего к середине 1943 г были выпущены 550 самолетов серии F. К этому времени приоритеты сменились в пользу дальнего истребителя-бомбардировщика серии G. В октябре 1943 г группы пикировщиков (Stukagruppen) были переименованы в штурмовые (Shlachtgruppen). К этому времени темпы перевооружения с Ju.87 на Fw.190g достигли двух групп в шесть недель.

Fw.190f-4, f-5 и f-6 были последовательным развитием F-З, включавшими различные изменения в оборудовании и вооружении. К весне 1944 г самолеты серии F были вновь запущены в производство. На базе Fw.190a-8 появились следующие варианты, незначительно отличавшиеся друг от друга - Fw.190f-8, -9, -10. Производство Fw.190f-8 было организовано на заводах "Арадо" и "Дорнье" в Варнемюнде и Висмаре. Это позволило в начале лета 1944 г практически полностью перевооружить группы с Ju.87.

Fw.190f-8 отличался от предшественника в основном заменой фюзеляжных МG-17 на МG-131, улучшенным механизмом сброса бомб, а четыре подкрыльевых держателя ЕТС-50 стали стандартом. Предполагалось использование на F-8 нескольких "наборов заводской установки", хотя многие из них реально не применялись.

F-8/U1 был двухместным вариантом, не увидевшим свет. U2 и UЗ были оснащены оборудованием для бомбометания с пикирования на малых высотах ТSА-2А, предназначенным для использования BT - бомботорпеды (1400-кг ВТ-1400 и 700-кг ВТ-700 соответственно). Особенностью этих образцов противокорабельных бомб было отсутствие отклонения от линии прицеливания при ударе о воду, чем заметно повышалась вероятность поражения цели. ТSА-2A использовался для прицеливания в точку за 35-45 м до цели. ВТ применялись с пологого пикирования с высоты 1500 м. Во время пикирования пилот взводил механизм сброса ВТ, удерживая цель на перекрестии прицела. На высоте 300 м ВТ сбрасывалась автоматически. ТSА- 2А, учитывая скорость цели и время падения ВТ, устанавливал взрыватель из расчета на подрыв под целью.

U2 и UЗ были оснащены удлиненной стойкой хвостового колеса, что вместе со складывающимся оперением ВТ обеспечило необходимый для разбега клиренс. Машины испытывались на полигоне и Гексенгрунде в августе 1944 г со значительным успехом. Боеприпас сбрасывался на воду или на мягкий грунт - подразумевалось использование ВT и против различных фортификационных сооружений. Хотя работы по ВТ были еще на стадии организации производства, пилоты I/NSG.5 уже приступили к тренировкам с использованием ВТ-200, ВТ-400 и ВТ-700. В ноябре 1944 г эта часть была переименована в III/КG.200, хотя распоряжением Геринга оставалась в штурмовой авиации. III/КG.200 впоследствии действовала на Западе, совершая боевые вылеты днем и ночью, но никаких доказательств боевого использования ВТ нет. Fw.190f-8/U2 и U3 должны были производиться на "Блом унд Фосс" под обозначением F-8/R16 и R15, но эти планы реализованы не были. Та же судьба постигла и торпедоносец U14, рассчитанный на торпеду LTF-5 - он должен был выпускаться под обозначением F-8/R14.

Другими "наборами вооружения", не попавшими в производство, были RЗ и R13. Первый отличался от стандартного парой подкрыльевых пушек МК-103 вместо держателей EТС-50, а последний был ночным штурмовиком с пламягасителями, крыльевыми держателями EТС-503 на два 300-л сбрасываемых бака, радиокомпасом FuG-16ZS и ответчиком FuG-25а. Работы по RЗ прекратились после выпуска "Дорнье" двух машин в ноябре 1944 г. R13 должен был производиться на "Блом унд Фосс".

Fw.190f-8 также использовался в качестве опытного для испытания различных образцов вооружения. Так один такой самолет использовался для испытания SG-116 "Целлендюше" (первоначально противосамолетного оружия) по танкам. Три 30-мм ствола от MK-103 были перевернуты вниз. Особого успеха достигнуто не было. Едва ли больший эффект был от пяти 15мм стволов МG-HF/15 под каждым крылом. Работы были прекращены в пользу программы "танкового террора" - 88-мм ракеты "Вермахт". Три пусковые для них монтировались под каждым крылом. Испытания проводились майором Эггерсом, а в бою они были впервые использованы в октябре 1944 г на Восточном фронте. Из-за плохой баллистики с декабря 1944 г их заменили на "Панцерблиц".

Ракета "Панцерблиц-1" (Pb-1) несла в два раза более мощную боеголовку и могла пускаться по цели с дистанции 200 м - в два раза большей, чем эффективная дальность стрельбы "танкового террора". Восемь ракет Рb-1 крепились под крылом Fw.190f-8 в двух сбрасываемых деревянных кассетах. Но пускать ракеты можно было лишь на скорости ниже 490 км/ч, что делало самолет крайне уязвимым от огня ПВО. В результате Рb-1 была заменена на Рb-2 калибром 55-мм - вариант ракеты "воздух-воздух" R-4М, запускавшейся из пары подкрыльевых кассет на шесть-семь ракет каждая.

Другим противотанковым оружием, испытывавшимся на F-8 была "Верфер-гранате"-28/32 (Wfr.Gr.28/32) - 280-мм снаряд, крепящийся по одному - два под крылом. Снаряд был развитием Wfr.Gr.21, который показал непригодность для стрельбы по танкам. Испытания оказались разочаровывающими. Более тщательной проработкой был противотанковый комплекс SG-11ЗА "Ферстерзонде", установленный на Fw.190f-8 (V75). Он состоял из спаренных 77-мм гладкоствольных пушек, стреляющих вертикально с крыла. Выстрел производился от датчика, реагирующего на магнитное поле танка. SG-113А были оснащены еще два Fw.190f-8. Они успешно поражали трофейные Т-34 при испытании в Фолькенроде. На Fw.190f-8 испытывались и управляемые по проводам ракеты Х4 "Руршталь" и Х7 "Роткаппхен", но до боевого применения дело не дошло. Испытывалась на Fw.190f-8 и планирующая бомба "Блом унд Фосс" ВV-246 "Хагелькорн".

В середине 1944 г на "Арадо" и "Дорнье" Fw.190f-8 был заменен в производстве на F-9, отличавшийся новым двигателем с турбокомпрессором ВМW-801ТS мощностью 2000 л.с. . При использовании МW-50 мощность возрастала до 2270 л.с. у земли и 1715 л.с. на высоте 12200 м. За ним последовал Fw.190f-10 с двигателем ВМW-801F, чье серийное производство не состоялось до конца войны. Не пошли в серию и Fw.190f-15 и -16, которые отличались стойками шасси с колесами большего диаметра и гидравлической системой уборки вместо электрической. На них планировалось поставить новое радиооборудование, двигатель ВМW-801ТS или ТН, многофункциональные держатели ЕТС-504, а на Fw.190f-16 прицел ТSА-2D.

Параллельно со штурмовиками серии F были запущены в производство дальние истребители-бомбардировщики серии G. На них в качестве стандартного оснащения был установлен "заводской набор вооружения" U13 при использовании планера Fw.190a-4 и -5. Характерной чертой G-серии было снятие фюзеляжных пулеметов - вооружение было ограничено 20-мм пушками МG-151 в корне крыла. Первая модель Fw.190G-1 была выпущена всего в 50 экземплярах из переделанных планеров Fw.190a-4. Они получили фюзеляжные держатели ЕТС-500 на одну 500-кг бомбу SС-500, одну 250-кг бомбу SС-250 или на переходник для четырех 50-кг бомб SС-50; также были два подкрыльевых бака на 300л топлива. С двумя баками самолет выдавал дальносгь полета 1480 км на скорости 385 км/ч, с одним баком под фюзеляжем - 1030 км при скорости 460 км/ч.

Первым Jabo-Rеi серии G, выпущенным в значительном числе, был Fw.190g-2, отличавшийся от предшественников только слегка удлиненным фюзеляжем от Fw.190a-5. Вооружение и оборудование практически не изменялись. На Fw.190g-З, выпускаемом с конца лета 1943 г, был введен автопилот РKS-11 и изменены держатели бомб, а с октября 1943 г использовалась система непосредственного впрыска на двигателе ВМW-801d-2. Была предусмотрена система впрыска 96-октанового бензина на полной даче газа, что повышало мощность с 1700 до 1870 л.с. , а скорость у земли - с 545 до 570 км/ч. С пылевым фильтром и другим оборудованием для Средиземноморского театра самолет назывался Fw.190g-3/Тrop.

Следующей и последней модификацией серии G был Fw.190g-8, по сути развитие А-8, выпускавшийся с сентября 1943 г по февраль 1944 г. Он включал все нововведения А-8, включая перемещение радиостанции и фюзеляжного держателя, бак для МW-50 на 115-л смеси за кабиной. Также сделали установку "Куто-назе" - резаков тросов аэростатов заграждения, примененных еще на G-3, а с января 1944 г поставили автопилот РKS-11 и крыльевые держатели. В начале производства G-8 был оснащен фюзеляжным держателем ЕТС-501 и двумя крыльевыми держателями на SС-250 или 300 л бак. Небольшое число машин получило GМ-1 - систему высотного форсажа (R-4), а последние 146 машин - четыре держателя ЕТС-50 под крылом (R-5). Эти машины также получили 115-л крыльевые протектированные баки.

Самолеты G-серии испытывались с различными экспериментальными системами вооружения, включая планирующие бомбы ВV-246 "Хагелькорн" и вращающуюся мину-бомбу SВ-800RS "Курт". Испытания последней проводились на полигоне в Леба, в Померании в течении 1944 г. Изредка Fw.190g использовался с 1000-кг бомбой SВ-1000 или SС-1000, а порой и с 1800-кг бомбой SС-1800, которые в феврале-марте Fw.190g-1 из NSG.20 сбрасывали на мосты. Со специальными покрышками колес и снятым оборудованием G-1 с 1800-кг бомбой требовал разбега 1200 м. 7 марта самолеты NSG.20 с применением 1800-кг бомб разрушили мост у Ремагена. С завершением выпуска Fw.190g в феврале 1944 г для их замены в боевых частях использовались переделанные обслуживающим персоналом Fw.190f-8.

Тактико-технические характеристики: Год принятия на вооружение - 1943 Размах крыла - 10,50 м Длина - 8,95 м Высота - 3,95 м Площадь крыла - 17,70 кв.м Масса, кг - пустого самолета - 3320 - нормальная взлетная - 4400 - максимальная взлетная - 4925 Тип двигателя - 1 ПД ВМW-801d-2 Мощность - 1700 л.с. Максимальная скорость, км/ч - у земли - 547 - на высоте - 638 - с 250-кг бомбой - 588 Практическая дальность - 745 км Боевая дальность - 530 км Максимальная скороподъемность - 642 м/мин Практический потолок - 10000 м Экипаж - 1 чел

Вооружение: 2 пушки МG-151/20 в корне крыла, 2 7,9-мм пулемета MG-17 на фюзеляже, подфюзеляжный держатель ЕTС-250 на одну 250 кг бомбу. На F-3/R1 четыре подкрыльевых держателя ETC-50, на F-3/R1 две подкрыльевые 30-мм пушки МК-103




© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира / ICAW - The illustrated catalogue of aircraft of the world
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Rambler's Top100