L-1011-1 Tristar - cреднемагистральный
пассажирский самолет,
разработанный американской фирмой Lockheed. После
того как фирма Lockheed выиграла конкурс по
программе разработки тяжелого
стратегического военно-транспортного
самолета СХ, создав самолет С-5 Galaxy, она
проработала проект большого
противолодочного самолета с двумя ТРДД.
Этот проект был отклонен министерством
обороны США, и фирма Lockheed решила на его
основе создать широкофюзеляжный
среднемагистральный самолет на 200-250
мест для эксплуатации на внутренних
авиалиниях США. Требования к такому
самолету выработала авиакомпания American
Airlines. В 1966 г. фирмой был проработан
эскизный проект самолета на 250 мест с
двумя ТРДД на подкрыльных пилонах.
Практически одновременно фирмой McDonnell Douglas
велась разработка почти аналогичного
самолета DC-10, но с тремя ТРДД. В начале
февраля 1968 г. авиакомпания American Airlines
выбрала для себя самолет DC-10, поставив
фирму Lockheed в трудное положение.
Тем не менее фирма Lockheed быстро
переработала проект под три ТРДД,
разместив третий центральный двигатель
внутри хвостовой части фюзеляжа. Воздух
к этому двигателю подавался через S-образный
канал воздухозаборника, расположенного
в основании вертикального оперения.
Официально к разработке самолета L-1011 -1
фирма Lockheed приступила в конце марта 1968 г.,
имея к этому времени 144 заказа. Всего
фирма планировала продать не менее 500-550
самолетов. Ранее для самолета Tristar был
выбран английский ТРДД Rolls-Royce RB211 -22В.
Первый опытный самолет был построен в
сентябре 1970 г. и 16 ноября выполнил первый
полет. Однако в дальнейшем фирма Lockheed и
ее партнер английская фирма Rolls-Royce
столкнулись с серьезными трудностями,
вызванными банкротством последней в
феврале 1971 г. Только совместная помощь
правительств США и Великобритании
помогло фирме Rolls-Royce выйти из кризиса,
причем американская сторона выдала
фирме Lockheed гарантированный заем в
размере 250 млн. долл. В результате
самолет L-1011-1 был сертифицирован в
апреле 1972 г. в США, а в июне того же года -
в Великобритании. Поставки самолета
начались в апреле 1972 г. американским
авиакомпаниям Eastern Airlines и TWA. В
последующие годы были разработаны
различные модификации, отличавшиеся
дальностью полета и взлетными массами.
Тем не менее, из-за задержек в программе
фирме Lockheed не удалось построить
запланированное число самолетов,
уступив на рынке место фирме McDonnell Douglas.
Самолет L-1011 Tristar оказался последним
пассажирским самолетом, созданным
фирмой Lockheed за всю свою историю. На самолете установлен
обычный комплекс авионики с
электромеханическими средствами
индикации данных. Комплекс
соответствует стандартам ARINC 530 и 570.
Самолеты L-1011 строились серийно в 1972- 1983
гг. Всего был построен 251 самолет. Данная
модификация выпускалась серийно в 1972-1980
гг.; построено 162 самолета.
Размах крыла, м
Длина самолета,м
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
- пустого самолета
- максимальная взлетная
Внутреннее топливо, л
Тип двигателя
Тяга, кгс
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Дальность с максимальной загрузкой, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел
Полезная нагрузка:
- 47.34
- 54.17
- 16.87
- 321.00
- 109000
- 195000
- 90000
- 3 ТРДД Rolls-Royce RB211-22B
- 3 х 19050
- 954
- 8500
- 5350
- 12800
- 3-4
211 пассажиров в салоне двух классов или
400 пассажиров максимально или 38300 кг
груза