Среднерейсовый гражданский
транспортный самолет компании Bristol Aircraft
Тype 175 Britannia представлял из себя
герметичный 32/36-местный низкоплан с
трехопорным шасси с носовым колесом и
четырьмя поршневыми двигателями Bristol
Centaurus. Эти двигатели, однако, оказались
более мощными, чем требовалось по
техническому заданию и поэтому было
решено довести число мест до 40-44, а на
следующем этапе до 42-48. 16 августа 1952г.
первый опытный образец поднялся в
воздух. Он имел ту же компоновку, что и
предсерийный самолет Series 100, вмещавший
до 90 пассажиров в салонах
туристического класса. Силовая
установка этого образца состояла из
четырех турбовинтовых двигателей Bristol
Proteus мощностью на валу 2800 л.с., а серийный
самолет Series 100 имел двигатели Proteus 705
эквивалентной мощностью 3780 л. с.
Пятнадцать самолетов этого варианта
Britannia 102 были построены для авиакомпании
ВОАС и с 1 февраля 1957г. начали
эксплуатироваться на южноафриканских
маршрутах. Далее последовали вариант Britannia
300 с увеличенной пассажировместимостью
и опытный образец Britannia 301, совершивший
первый полет 31 июля 1956г. Он
проектировался не только как самолет
увеличенной до 133 человек в салонах
туристического класса
пассажировместимости (за счет
увеличения длины фюзеляжа на 3,12 м, но и
как трансатлантический авиалайнер. Хотя
авиакомпания ВОАС заказала семь машин, в
ней они не эксплуатировались. ВОАС
перевела свой заказ на самолеты
варианта Series 300LR (long-range - большой
дальности)) с увеличенной емкостью
топливных баков и первоначально с
турбовинтовыми двигателями Proteus 755
мощностью 4120 л. с. Опытный образец Britannia
311 совершил первый полет 31 декабря 1956г.; 10
сентября 1957г. авиакомпании ВОАС был
поставлен первый самолет Britannia 312 для
пробных полетов над Северной Атлантикой.
Это привело к торжественному открытию
линии Лондон - Нью-Йорк, рейсы на которой
выполнялись авиалайнерами Britannia 312,
ставшей первой регулярной
трансатлантической авиалинией с
использованием газотурбинных самолетов;
первый прибыльный рейс на этой линии
выполнил 19 декабря 1957г. самолет G-AOVC.
Последней разработкой стал вариант Series
320, отличительной чертой которого были
двигатели Proteus 765 мощностью 4450 л.с. Два
построенных экземпляра приобрела
компания Canadiаn Pacific Air Lines, теперь
известная как CP Air. В начале серийного
производства самолетов Britannia казалось,
что на них поступит значительное число
заказов, однако появление Boeing 707
положило конец этим ожиданиям. Всего
было построено 60 авиалайнеров
гражданского типа, еще 23 машины (три
самолета Britannia 252 и 29 Britannia 253),
достроенные на заводах Шорт Бразерс и
Харленд в Белфасте, были поставлены
транспортной авиации ВВС
Великобритании под обозначением Britannia
C.Mk 2 и C.Mk 1. Эти самолеты в целом были
аналогичны машинам Series 310, но имели
большую грузовую дверь. Последний
самолет Britannia, выпущенный в Филтоне в
конце ноября 1960г., представлял собой
новый опытный образец, имевший
необычную смешанную силовую установку.
Она включала два внутренних (по размаху)
двигателя Proteus 705, а также один Proteus 755 и
один турбовинтовой Bristol Orion мощностью 5500
л. с. во внешних гондолах по левому и
правому борту соответственно; свои дни
этот самолет закончил в качестве
учебного планера на авиабазе ВВС Сент-Атан.
На этом история самолетов Britannia не
окончилась, поскольку лицензия на их
производство в 1954г. была передана
компании Canadiar Ltd. Она на основе лайнера Britannia
первоначально построила 33 морских
разведчика CL-28 Argus, предназначенных ВВС
Канады. За ними последовал транспортный
вариант CL-44, пригодный и для
гражданского, и для военного
использования.
Размах крыла, м
Длина самолета, м
Высота самолета, м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
- пустого самолета
- максимальная взлетная
Тип двигателя
Мощность, л.с.
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел
Полезная нагрузка
- 43.36
- 37.87
- 11.43
- 192.77
- 37438
- 83915
- 4 ПД Bristol Proteus 755
- 4 х 4120
- 639
- 575
- 6869
- 7315
- 4
133 пассажира в салонах туристического
класса