Компания Boeing 19 февраля 1965г.
объявила о намерении создать
транспортный самолет малой дальности Model
737 с двумя турбовентиляторными
двигателями. Западногерманская
компания Люфтганза первой подписала
контракт на 21 самолет Model 737, и об этом
было объявлено одновременно с решением
компании Boeing о начале производства. "Семейное"
сходство самолета Model 737 с его более
крупными собратьями легко
просматривалось во многом благодаря
использованию фюзеляжа самолета Model 727 и
конфигурации хвостового оперения,
сходной с вариантом 707. На самом деле
имелась 60-процентная схожесть в
конструкции и системах между самолетами
Model 727 и 737, но последний, тем не менее,
очень сильно отличался. Первоначально
запланированная вместимость составляла
60-85 пассажиров, но окончательный вариант,
оговоренный с компанией Люфтганза,
вмещал 100 пассажиров, соответственно
была выбрана длина фюзеляжа.
Подфюзеляжный трап модели 727 не был
сохранен, а двери для пассажиров и трапы
имелись в передней и задней частях
салона с левой стороны. При длине
внутренней части кабины более 19,9 м (62
фута) и такой же максимальной внутренней
ширине, как у модели 727, салон оказался
очень просторным; это, без сомнения,
способствовало повышению
привлекательности авиалайнера. Крыло
модели 727 должно было обеспечивать
новому самолету высокую подъемную силу
и хорошие летные характеристики на
малых скоростях для возможности
укороченного взлета и посадки
одновременно с экономичными летными
характеристиками при высоких скоростях
на сравнительно малых высотах при
полетах на небольшие расстояния.
Изменения в основном касались силовой
установки, так как исследования
инженеров компании показали
необходимость для нового самолета
только двух двигателей. Это фактически
диктовало необходимость установки
двигателей в крыле. Первоначально был
выбран турбовентиляторный двигатель (Pratt
Whitney JT8D-1 тягой 6350 кгс, но ко времени
завершения переговоров с компанией
Люфтганза он был заменен на двигатель
JT8D-7. Имевший такую же, как у двигателя
JT8D-1, тягу при более высоких температурах
окружающей среды, двигатель JT8D-7 стал
стандартной силовой установкой для
самолета Model 737-100, на котором также могли
устанавливаться двигатели JT8D- 9 тягой 6577
кгс. Первый экземпляр Model 737-100 поднялся в
воздух 9 апреля 1967г., а первый самолет
авиакомпании Люфтганза совершил свой
первый полет в следующем месяце. Менее
чем через два месяца компания пришла к
выводу, что должен быть создан вариант
большей вместимости Model 737-200. Первый из
аппаратов этого типа поднялся в воздух 8
августа 1967 г. Он получил сертификат 21
декабря и начал использоваться
компанией Юнайтед Эйрлайнз 29 апреля 1968г.
Вариант с удлиненным на 1,83 м фюзеляжем,
вмещающий 130 пассажиров, был создан для
пользователей, которым нужна была
большая вместимость на местных
маршрутах. Быстрый рост авиационных
перевозок и, следовательно, растущие
требования к количеству посадочных мест
привели к тому, что фактически исчез
спрос на 100/103-местные самолеты варианта
737-100, которые перестали производиться
после того, как были построены 30
экземпляров. Boeing 737 мог использоваться
со сравнительно коротких взлетно-посадочных
полос с гравиевым покрытием или вообще
без покрытия. Это требовало, чтобы
самолет и его двигатели были защищены от
ударов и попадания камней. Компания
разработала подходящее защитное
оборудование. Новую жизнь в самолеты
серии 737 вдохнуло появление в 1984г.
варианта 737-300, имевшего удлиненный
фюзеляж, модифицированные системы и
экономичные турбовентиляторные
двигатели CFM International CFM56. Впоследствии
было представлено новое семейство
вариантов, включающее в себя самолеты с
различными комбинациями полезной
нагрузки и дальности. Они позволили
самолету 737 стать самым покупаемым
авиалайнером в мире. К апрелю 1990г. было
получено 2773 заказа, и 1833 самолета из них
уже поставлены.
Модификации самолета: Model 737-200С - конвертируемый
грузопассажирский вариант самолета Model
737-200. Model 737-200QC - быстро конвертируемый
грузопассажирский вариант самолета Model
737-200 с пассажирскими скамейками. Advanced Model 737-200 - стандартный серийный
вариант; вмещает максимум 130 пассажиров;
может работать при нестандартном
максимальном полном весе 53070 кг, среди
возможных силовых установок двигатели
JT8D-15, JT8D-17 или JT8D-17R тягой 7031, 7257 и 7711 кгс
соответственно. Advanced Model 737-200C/QC - конвертируемый
вариант самолета Advanced Model 737-200. Advanced Model 737-200 Executive Jet - в основном
сходный с вариантом Advanced Model 737-200, но
поставляемый в виде, пригодном для
размещения интерьеров специального
бизнес-класса или класса "люкс" для
служебных перевозок. Advanced Model 737-200 Advanced Model 737-200 High Gross Weight
Structure - в основном сходный с вариантом
Advanced Model 737-200, но с изменениями
конструкции, включая усиление крыла и
шасси; новые пневматики, колеса и
тормоза; установлен дополнительный
топливный бак. Model 737-200 SLAMMR - три экземпляра для ВВС
Индонезии, используемые в роли морского
наблюдательного и транспортного
самолета. Model 737-300 - Advanced Model 737-200, но с
удлиненным на 2,64 м фюзеляжем, что
позволяет вмещать максимум 148
пассажиров; более совершенные
турбовентиляторные двигатели CFM56-3 тягой
9072 кгс, намного более тихий и
экономичный, чем самолет Model 737. Первые
поставки начались в 1984г. Model 737-400 - еще более удлиненный
вариант, обеспечивающий большую
вместимость; габаритная длина
составляет 36,45 м, двигатели CFM56. Существует
Model с увеличенной дальностью полета. Model 737-500 - короткофюзеляжный (31 м)
вариант с современным авиационным
оборудованием фирмы Honeywell как и на двух
предыдущих моделях, имеющий дальность
полета (более 5500 км с максимальной
нагрузкой).
Размах крыла, м
Длина самолета, м
Высота самолета, м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
- пустого снаряженного самолета
- максимальная взлетная
Тип двигателя
Тяга, кгс
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Экономическая скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел
Полезная нагрузка
- 28.35
- 30.53
- 11.28
- 91.04
- 27692
- 53070
- 2 ТРДД Pratt Whitney JTD8D-15
- 2 х 7031
- 943
- 927
- 798
- 4262
- 10200
- 2
103 пассажиров в смешанных классах или
130 пассажиров в экономическом классе или
11600 кг груза