Предварительные исследования
реактивного пассажирского самолета для
авиалиний малой протяженности фирма British
Aircraft Corporation (BAC, в конце 1970-х
годов вошла в состав авиационно-космической
корпорации British Aerospace)
начала в конце 1950-х годов. В результате
изучения различных вариантов
компоновки была выбрана схема с двумя
ТРДД, расположенными по бокам хвостовой
части фюзеляжа. Впервые официально о
проекте самолета BAC 111 было объявлено в
мае 1961 г. Первый полет опытного самолета
BAC111-200 состоялся 20 августа 1963 г. В 1965 г.
он поступил в эксплуатацию. Всего было
построено 65 самолетов BAC 111-200. Позднее
был создан вариант BAC 111-300 с более
мощными ТРДД и увеличенным запасом
топлива (построено девять самолетов). В
середине июля 1965 г. начались летные
испытания самолета BAC 111-400,
разработанного специально для
авиакомпаний США. В начале 1966 г. он
поступил в эксплуатацию; построено 69
самолетов.
В июне 1967 г. начались испытания
самолета BAC 111-500, который отличался
удлиненным фюзеляжем, увеличенным до 119
числом мест и более мощными ТРДД. В конце
1969 г. фирма BAC приступила к разработке
варианта "Model 111-475", который имел
фюзеляж от самолета BAC 111-400, а крыло и
силовую установку - от самолета BAC 111-500.
На новом самолете было установлено
шасси с пневматиками низкого давления,
что обеспечило эксплуатацию с ВПП с
ослабленным покрытием. Первый полет
самолета BAC 111-475 состоялся 27 августа 1970г.
В июле 1971 г. он был сертифицирован, и в
этом же месяце начались поставки.
Специально для ВВС султаната Оман в
начале 1970-х годов было построено три
грузопассажирских самолета, оснащенных
с левого борта перед крылом грузовой
дверью размером 3,05 х 1,85м. В 1980-х годах
несколько самолетов BAC 111-400 (под
обозначением 111-495) было построено по
лицензии в Румынии фирмой "Ромаэро".
В настоящее время предпринимаются
попытки установить на самолетах BAC 111
шумоглушащие устройства на гондолах
ТРДД, в результате чего самолеты смогут
отвечать современным нормам по шуму (ИКАО,
глава 3) и находиться в эксплуатации в 2000-х
годах.
Самолет выпускался серийно в
1965-1974гг. Всего было поставлено 232
самолета в различных модификациях. В
конце 1996 г. в эксплуатации находилось 108,
из которых более половины находится у
европейских авиакомпаний.
Размах крыла, м
Длина самолета,м
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
- пустого самолета
- нормальная взлетная
- максимальная взлетная
Внутреннее топливо, л
Тип двигателя
Тяга, кгс
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Дальность действия, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел
Полезная нагрузка:
- 28.50
- 28.50
- 7.47
- 95.78
- 23340
- 41700
- 44670
- 14020
- 2 ТВД Rolls-Royce Spey RB.168 Mk 512-14DW
- 2 х 5700
- 920
- 850
- 3600
- 2420
- 10670
- 2
89 пассажиров или 9760 кг груза