Машину АИР-6 называли в то время "исполкомовский самолет" или "летающий автомобиль". Мысль о создании такой машины возникла в конце первой пятилетки. Для связи глубинных населенных пунктов с районными и областными центрами требовался небольшой самолет, способный работать на маленьких аэродромах.
Самолет АИР-6 был создан группой энтузиастов во главе с А.С.Яковлевым на заводе № 39 имени В. Р. Менжинского. Постройка самолета была завершена весной 1932 г., а в мае этого же года летчик К.И.Пионтковский выполнил на нем первый полет. Самолет успешно прошел все испытания.
По схеме АИР-6 - подкосный высокоплан с закрытой трехместной кабиной. Конструкция смешанная: фюзеляж - ферменный, сварной из стальных труб, в передней части с дюралевой, в задней с полотняной обшивкой; двухлонжеронное крыло площадью 19,8 кв.м - деревянное, элероны и оперение - дюралевые. Выполнен был самолет очень чисто. Вес пустого - 583 кг, взлетный - 843 кг. С двигателем М-11 в 100 л. с. максимальная скорость самолета - 166 км/час, потолок - 4500 м.
С полетной массой 900-993 кг он развивал максимальную скорость 162-169 км/ч, а его практическая дальность полета была равна соответственно 650 и 715 км. Испытатели отмечали простую конструкцию самолета, надежность его силовой установки, удобную пассажирскую кабину и сравнительно малую посадочную скорость (55-65 км/ч). Специалисты подчеркивали, что АИР б является наиболее подходящим типом самолета для использования на местных воздушных линиях для перевозки почты и пассажиров. Однако серийный выпуск самолетов АИР-6 из-за отсутствия необходимых производственных мощностей был начат только в конце 1933 г. Заводы выпустили 468 экземпляров АИР-6, в том числе 20 - в санитарном варианте.
После ареста в 1937 г. А.И.Рыкова АИР-6 стали называться или "Самолет инж. Яковлева № 6", или
Я-6. Эти самолеты использовались в гражданском воздушном флоте, Осоавиахиме, в ВВС и показали хорошие эксплуатационные качества. В августе 1934 г. Осоавиахим и редакция газеты "Правда" организовали перелет четырех самолетов АИР-6 по маршруту Москва - Иркутск - Москва. С промежуточными посадками самолеты преодолели путь протяженностью около 9000 км за 72 ч летного времени со средней скоростью 122 км/ч и завершили свой перелет 18 августа на Тушинском аэродроме, на котором впервые торжественно отмечался День Воздушного флота.
В мае 1937 года на поплавковом варианте АИР-6 летчик Я.В.Письменный установил рекорд дальности беспосадочного полета. Он пролетел по маршруту Киев - Батуми, покрыв расстояние 1297 км за 16 часов 25 минут.
В 1939 г. под руководством А.С.Москалева по заданию ГВФ был создан и небольшой самолет CAM-14, предназначенный для замены самолетов Я-6 (АИР-6). Он сохранил схему однодвигательного высокоплана с неубирающимся шасси, но крыло его было выполнено свободнонесущим без подкосов.
Размах крыла, м
Длина самолета,м
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
- пустого самолета
- максимальная взлетная
Тип двигателя
Мощность, л.с.
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел
Полезная нагрузка: