АИР-1 (ВВА-3) - это двухместный одностоечный биплан с двигателем "Циррус" в 60 л. с. Он строился в мастерских Военно-Воздушной Академии, поэтому и имел дополнительное название ВВА-3. Конструкция - деревянная с полотном, носовая часть фюзеляжа и гаргрот обшиты фанерой. Профиль крыльев - "Геттингет-387", в дальнейшем применявшийся А.С.Яковлевым в его самолетах на протяжении 20 лет с небольшими колебаниями в процентной толщине.
Первый полет самолета был 12 мая 1927 года, а через месяц летчиком Ю.И.Пионтковским на нем был совершен беспосадочный рекордный перелет Севастополь - Москва в 1240 км за 15 ч 30 мин. Осенью самолет с успехом применялся на маневрах Одесского военного округа, выполняя различные задания по связи. Применявшиеся там же 18 - 20 -сильные авиетки для таких целей оказались непригодными.
По размерам и конструкции самолет АИР-2 (АИР-2с) тот же, что и АИР-1 (ВВА-3), но со звездообразным двигателем. За 1928 - 1931 гг. было построено шесть таких самолетов в четырех вариантах, различавшихся главным образом двигателями:
с двигателем М-23 (НАМИ-3) в 65 л. с. Обе кабины закрыты общим откидным фонарем из целлулоида. Преимуществ от фонаря не получилось и к тому же двигатель вибрировал;
с двигателем "Вальтер" в 60 л. с. Летные качества были немного ниже, чем ВВА-3. Была серия в четыре самолета;
с двигателем "Сименс" в 85 л. с. Самолет, называвшийся АИР-2с, обладал значительно лучшими летными качествами.
Был использован также в поплавковом варианте, для которого мощность 60 л. с. была недостаточна. Поплавки были построены по проекту и чертежам В. Б. Шаврова и отличались простотой конструкции.
18 мая 1931 г. на Москве-реке были произведены испытания. За 1 час 10 мин было заменено шасси. Летчик Б.Л.Бухгольц с В.Б.Шавровым проделал первый взлет по прямой и сразу же 10-минутный полет по кругу. Потом летал Ю.И.Пионтковский с А.С.Яковлевым и другие. Все полеты прошли без малейших недоразумений. Впоследствии на этом самолете было сделано много полетов над Москвой-рекой у Крымского моста.
Размах крыла, м
Длина самолета,м
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
- пустого самолета
- максимальная взлетная
Тип двигателя
Мощность, л.с.
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел