ИКАМ / ICAW - The illustrated catalogue of aircraft of the world  авиация мира :: ИКАМ
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника
brazd.ru

BRAZD.RU

ИКАМ - авиация мира

каталог авиации

база авиации

каталог авиации мира

авиации мира

Boeing 747-400


Boeing 747-400: Дальнемагистральный пассажирский самолет

Дальнемагистральный пассажирский самолет


Boeing Model 747-400 - дальнемагистральный пассажирский самолет, разработанный американской фирмой Boeing. Такое обозначение самолет получил в мае 1985-го. Конструкция претерпела серьезную технологическую реорганизацию. Применение алюминиево-литиевых сплавов дало экономию веса конструкции в 3352 кг, а углеродистых тормозов и радиальных шин - еще 816 кг. Для законцовок крыла применили отогнутые вверх крылышки. Общий размах крыла теперь составлял 64,3 м. Самолет оснастили новыми двигателями CF6-80C2 по 26262 кгс. И что совсем уж необычно - в кессоне стабилизатора установили топливный бак на 9464 л, что дало прибавку в дальности на 576 км. А экипаж самолета составлял всего 2 человека. Правда, с сертификацией этого самолета произошел скандал. Специалисты считали, что пол второго этажа слаб и его следует усилить, а также маршруты прокладки тросов проходили слишком близко друг от друга. Но "747-400" сертифицировали только в США. Под давлением специалистов ФРГ и Великобритании голландские службы ГА отказались сертифицировать "четырехсотый". Но как знать, возможно, причины здесь не столько технические, сколько экономические, плоды конкуренции, так сказать.

Боинг-747-400 - четырехдвигательный реактивный свободнонесущий низкоплан с классическим хвостовым оперением. В его строительстве использованы, в основном, алюминиевые сплавы, а также титан, композиты и высокопрочная сталь. Фюзеляж типа полумонокок, со шпангоутами (их шаг - 50,8 см), стрингерами и работающей обшивкой. Фюзеляж круглого сечения с максимальным диаметром 6,5 м, его секции соединены вильчатыми разъемами и стальными болтами. Окна пассажирского салона расположены с шагом, как и у шпангоутов, 50,8 см, что дает возможность в гибкой планировке салона. В пилотской кабине остекление образуется двумя гнутыми передними панелями и четырьмя плоскими боковыми. Все десять дверей главной палубы имеют патентованную конструкцию фирмы "Боинг". Двери открываются вперед-наружу с поворотом на 180 град. Аварийный трап крепится непосредственно к двери и в закрытом положении ставится на "боевой взвод", а в нормальных условиях удерживается предохранительным устройством. В аварийной же ситуации двери экстренно открываются с помощью гидроцилиндров, трапы автоматически надуваются, а при вынужденной посадке на воду они становятся спасательными плотами.

Крыло - стреловидное - 37,5 град., поперечное V - 7 град., угол установки - 2 град. Относительная толщина профиля 13,44% в корневой части - 7,8% в средней и 8% на концах крыла. Оно имеет трехлонжеронную конструкцию с нервюрами, стрингерами и работающей обшивкой, разделяется на центроплан, крепящийся к фюзеляжу, и два полукрыла. При сборке кессона крыла применены специальные титановые болты типа "тэйпер-лок" с конусной головкой, повышающие усталостную прочность конструкции. Крыло оснащено мощной механизацией. Между фюзеляжем и внутренними двигателями на передней кромке крыла устанавливаются трехсекционные щитки Крюгера, а на внешних частях передней кромки - десятисекционные. Интересно, что щитки имеют гибкую обшивку и при убранном положении представляют собой как бы плоский лист, образуя нижнюю поверхность крыла. При помощи сложной системы толкателей и тяг при выпуске щитков обшивка изгибается и вместе с носком передней кромки крыла приобретает профиль предкрылка. Выпуск и уборку щитков осуществляют при помощи пневмопривода. Когда после посадки самолета включается реверс тяги, все щитки, во избежание повреждения реактивной струей, автоматически убираются.

Боинг-747-400 оснащен трехщелевыми закрылками с углами отклонения до 33 град. В случае повреждения гидросистемы, закрылки можно выпустить при помощи электропоривода. Хвостовое оперение - свободнонесущее. Киль двухлонжеронной конструкции с сотовой обшивкой. Законцовки - из стеклопластика. Стабилизатор - двухлонжеронный, со съемными передними кромками. В зависимости от модификации самолета он имеет различные углы установки.

У Боинга-747 всех вариантов топливо располагается в семи баках в крыле и фюзеляже. Общий их объем - от 183380 до 210423 л. Заправка производится через горловины, расположенные под передней кромкой каждого полукрыла, между внешними и внутренними двигателями. В каждом из баков имеется по три топливных насоса, подающих горючее к двигателю.

Система управления - целиком бустерная, трехкратно дублированная. Для управления по крену служат многосекционные элероны и интерцепторы. Внешние секции действуют только на малой скорости, во избежание большого крутящего момента на крыле. Внутренние секции элеронов работают на крейсерской скорости. На каждом полукрыле расположены шесть секций спойлеров, их максимальный угол отклонения 45 град. Руль поворота двухсекционный со стеклопластиковой сотовой обшивкой. Рули высоты также двухсекционные со стеклопластиковой обшивкой.

Навигационное оборудование Боинга-747 в значительной степени определяется заказчиком, и в первую очередь - различные системы радара. В стандартную комплектацию всех модификаций самолета входят системы УКВ-связи, КВ-связи, три комплекта захода на посадку по приборам, два радиокомпаса, два радиодальномера, блок записи полетных данных ("черный ящик"). В отличие от своих собратьев, Боинг-747-400 оборудован "стеклянной" кабиной с комплексом аэронавигационной аппаратуры с цветными многофункциональными дисплеями. Этот комплекс включает в себя шесть экранов размером 20х20 см. Два экрана заменяют собой все обычные аэронавигационные приборы. Два других выполняют функции дальномера, радара, контролируют маршрут полета. На остальные два дисплея выводится информация о работе двигателей и состоянии всех систем самолета.








© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира / Materials on aviation subjects
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Rambler's Top100