Сухой Superjet 100 (ранее RRJ, Russian Regional Jet) - совместный проект компаний АХК Сухой, ОКБ им. Яковлева, Авиакомплекс им. Ильюшина и Боинг по разработке и производству регионального самолёта RRJ. Разработку самолёта осуществляет АХК Сухой. Ряд ноу-хау, сертификацию самолёта за рубежом и поддержку в продвижении самолёта на мировом рынке обеспечивала компания Boeing. Из-за возникших разногласий Boeing вышла из проекта. В настоящее время задачи продвижения и обеспечения эксплуатации в Европе взяла на себя итальянская фирма Alenia Aeronautica. Авионику для самолёта изготавливает французская компания Thales, системы управления - Liebherr, двигатель - PowerJet. Постройка осуществляется на авиазаводе в городе Комсомольск-на-Амуре (ожидается, что также сборка будет осуществляться на одном из заводов в европейской части России). Стоимость разработки SSJ (без учёта создания двигателя) составляет около 700 млн. долларов. Оператор проекта - ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". 75 % минус 1 акция ГСС принадлежит АХК "Сухой"; 25 % плюс 1 акция - итальянской Alenia Aeronautica.
Семейство самолётов SSJ будет представлено моделями Superjet 60, Superjet 75 и Superjet 95 - вместимостью 60, 75 и 95 мест соответственно с обычной и увеличенной дальностью полёта. Sukhoi SuperJet 100 имеет 95%-ную степень унификации между членами семейства - по планеру, крылу, силовой установке, кабине пилотов и основным системам. Увеличение пассажировместимости самолетов достигается за счет удлинения пассажирского салона дополнительными вставками в центральной части фюзеляжа При этом все самолеты Sukhoi SuperJet 100 оснащены крылом единой геометрии. Кроме того, высокая степень унификации позволяет в значительной мере снизить расходы на техническое обслуживание и ремонт парка авиакомпаний, в составе которого находятся самолеты семейства разной вместимости.
26 сентября 2006 года на КНААПО состоялась выкатка и публичная демонстрация первой летной машины . Первый полет намечен на осень 2007, начало коммерческой эксплуатации - на 2009 год. Основные конкуренты SSJ - отечественный Ту-334, самолёты компаний Embraer серии E-170 - E-195 и Bombardier, а также украинский Ан-148.
Конструктивно SSJ представляет собой двух двигательный низкоплан со стреловидным крылом. По заявлениям разработчиков, в конструкции широко используются традиционные авиационные материалы, и довольно ограничено композитные. На данный шаг разработчики пошли с целью снижения конечной стоимости самолетов.
13 мая 2008 года в Комсомольске-на-Амуре в рамках подготовки к началу летных испытаний состоялись первые рулежки и пробежки самолета Sukhoi Superjet 100 по взлетно-посадочной полосе. Пробежки выполнялись с постепенным нарастанием скорости до 162км/ч - практически до скорости отрыва передней опоры шасси. По результатам выполненных работ самолет получил высокую оценку летного экипажа и инженеров-испытателей.
Рулежки и пробежки самолета проводятся в рамках программы заводских доводочных испытаний на летно-испытательном комплексе в Комсомольске, где уже успешно завершена наземная отработка всех систем при работающих двигателях. Непосредственно перед первым полетом Sukhoi Superjet 100 предстоит пройти испытания на шимми и скоростные пробежки с отрывом передней опоры шасси.
19 мая 2008 года в городе Комсомольске-на-Амуре совершил свой первый полёт региональный самолёт Sukhoi SuperJet-100.
Производитель самолета ЗАО "ГСС" - дочернее предприятие ОАО "Компания "Сухой" (государству принадлежит 100% акций) основано в 2000 году для реализации проектов в области гражданской авиатехники, в том числе программы по созданию нового семейства российских региональных самолетов Sukhoi Superjet-100 (прежнее название - RRJ).
Двигатели SaM-146 для самолетов Sukhoi Superjet-100 создаются совместно научно-производственным объединением "Сатурн" (Рыбинск, Ярославская область) и французской компанией Sneсma. Италия участвует в проекте через компанию Alenia Aeronautica, которая в текущем году получит блокпакет (25% плюс одна акция) в ЗАО "ГСС".
Общая стоимость проекта создания самолета Superjet-100 ориентировочно составляет 1,4 миллиарда долларов.
В настоящее время портфель твердых заказов ГСС составляет 73 самолета Superjet-100. После первого полета новой машины ГСС рассчитывает подписать контракты с двумя авиакомпаниями еще на 27 самолетов Superjet-100.
Одна из них планирует заказать 15, а другая - 12 новых машин. Таким образом, после подписания контрактов число твердых заказов на Superjet-100 достигнет 100 самолетов.