Речь о Як-112. Что-то знакомое? Ну, конечно, сразу же вспоминается Як-12, выпущенный еще в 1946 году. Но речь здесь не о модернизации. Это, собственно, абсолютно новый самолет. Хотя схема та же - подкосный высокоплан по старой яковлевской традиции еще со времен АИР-3. Кстати, это была уникальнейшая машина: двухместная, при двигателе "Вальтер" всего в 60 л.с., имела максимальную скорость 145 км/ч! Чем не пример для современных авиеток? А Як-112 - цельнометаллический моноплан с верхнерасположенным крылом, продолжатель давней традиции ОКБ, но уже в условиях новых возможностей и решений. При двигателе фирмы Телетайн (США) 210 л.с. или же Лайкоминг 260 л.с. самолет обладает приличной скоростью ? 200-250 км/ч, имеет значительную дальность - 1400 км с очень хорошей для него коммерческой нагрузкой - 270 кг. Но лучше всего культуру конструкции и технологии может продемонстрировать всего один показатель: масса пустого четырехместного самолета - лишь 865 кг! А это действительно маленький самолет. Поначалу с трудом верится, что четыре человека могут в нем расположиться с достаточным комфортом. Длина, размах и площадь его крыла немногим больше, чем у двухместного Як-54: 7 м, 10,25 м и 14 м2. Длина взлетной и посадочной дистанции - не более полукилометра.
Кстати, если уж вспомнили о "старике" Як-12, то назовем лишь два показателя: мощность двигателя 260 л.с. (намного больше, чему Як-112), а крейсерская скорость 160 км/ч (намного меньше) и при этом взлетный вес у новичка на четверть тонны ниже. Впрочем, можно Як-112 сравнить и с самым современным самолетом подобного класса - Ил-103. Крейсерская скорость у последнего на 20 км/ч выше. Но все-таки комфорт и обзор, а также дальность полета остаются за Як-112. Другие данные самолета такие. Максимальная взлетная масса - 1340 кг. Полная нагрузка - 475 кг. Максимальная заправка топливом - 180 кг. Диапазон центровок САХ 21-30%. Скорость отрыва - 125 км/ч. Длина разбега и пробега - 350/230 м.
Фюзеляж у Як-112 - цельнометаллический полумонокок. Двери - с обоих бортов. Остекление кабины - круговое. Крыло с подкосом, двухлонжеронной конструкции. Поперечный набор крыла состоит из 14 нервюр. Закрылок площадью 2,7 м2 весьма эффективен. Шасси неубирающееся, с носовым колесом, выполнено по трехопорной схеме. Колея - 2,5 м. Колеса в обтекателях. О качестве самолета красноречивее всего могут сказать лишь две цифры: технический ресурс самолета - 10000 летных часов, а календарный срок службы - 20 лет! Як-112 имеет самое совершенное бортовое оборудование фирмы "Бендикс Кинг", того же расклада, что и у знаменитой "Цессны". Соотношение примерно такое: 10% оборудование наше, 90 - американское. Но если учесть, что планер полностью наш, то соотношение нашего и американского следует рассматривать как "фифти-фифти". Двигатель фирмы "Телетайн", винт ВИШ фирмы "Хартцель". Летчик-испытатель Андрей Синицын уверен, наша "Цессна", спроектированная группой конструкторов под руководством В.Митькина и Д.Драча, придется по душе и авиаторам, и пассажирам. Удобные подходы к агрегатам и коммунакациям обеспечивают без проблем обслуживание аэротакси. А низкая цена и незначительная стоимость эксплуатации самолета, его многофункциональность сделают Як-112 поистине крылатым российским "фольксвагеном".