Новый административный самолет Т-440 "Меркурий", разработанный в ОКБ завода им. М.В.Хруничева, имеет свои существенные особенности. Это, прежде всего - повышенная безопасность полетов, значительно улучшенные летные характеристики и комфорт для пассажиров, легкость и простота управления, высокий уровень эксплуатационной технологичности. По крайней мере, такие задачи поставил перед собой конструкторский коллектив. Но будут ли они выполнены - покажет время. Простая, проверенная аэродинамическая схема "Меркурия" в сочетании с высокоэкономичными двигателями позволяет реализовать высокие летно-технические характеристики и обеспечить комфортные условия для пассажиров.
Т-440 представляет собой классический низкоплан с трехопорным убирающимся шасси. Фюзеляж - типа полумонокок технологически делится на носовую, среднюю и хвостовую части. В носовой части находится метеорадиолокатор и пилотажно-навигационное кислородное оборудование.
Крыло - трапециевидной формы с удлинением 11 со щелевыми закрылками набрано из высоконесущих профилей П-301М с относительной толщиной у центроплана -16% и концевого -12%. Конструкция - двухлонжеронная, состоит из центроплана и консолей.
Крейсерский полет, по расчетам, выгоднее всего проводить на высоте 9000 м, где километровый расход топлива будет минимальный. Поэтому пассажирский салон, рассчитан на 6-10 человек, включая двух пилотов, герметизирован. В салоне делового варианта размещаются три ряда кресел. Первый ряд - из двух кресел, установленных так, чтобы пассажиры сидели лицом друг к другу, а между ними предусмотрен откидной столик. Кресла второго и третьего рядов устанавливаются "лицом" по полету. За последним рядом - туалетное помещение, отделенное от салона раздвижной дверью. Кабину экипажа и салон разделяет бар-холодильник. По левому борту расположена входная дверь-трап. Салон оборудован четырьмя иллюминаторами с каждого борта. Первый иллюминатор находится на аварийном люке над крылом. В хвостовой части - задний багажный и агрегатный отсеки.
Силовая установка самолета состоит из двух турбовинтовых двигателей "Пратт-Уитни" РТ6А-135А канадского производства взлетной мощностью по 750 э.л.с. с четырехлопастными винтами "Hartzell". Запуск их обеспечивается от электрического стартера-генератора. Смазка осуществляется масляной системой с маслорадиатором, охлаждаемым набегающим потоком воздуха. Предусмотрено использование и других ТВД, в частности, чешского М-601F и отечественного ТВД-100.
Двигатели располагаются перед первым лонжероном в мотогондолах. При этом плоскость вращения винтов проходит между кабинами пилотов и пассажиров, чем обеспечивается безопасность в случае разрушения лопастей. Отсек мотогондолы между лонжеронами предназначается для дополнительного багажа. В хвостовой части мотогондолы имеются ниши для уборки главных опор шасси.
В современном комплексе пилотажно-навигационного оборудования "Меркурия", кроме традиционных приборов, предусмотрены автопилот КРС-75, курсовая система KCS-305, спутниковая навигационная система KLN-89, автоматический радиокомпас KR-87, маркерный приемник KR-21. Не исключена установка метеорадиолокатора RDR 2000.
Остается надеяться, что Т-440 "Меркурий" будет отвечать всем требованиям пассажиров и международным нормам летной годности. Сравнительно низкая стоимость машины и ее эксплуатации дает основание полагать, что самолет найдет широкое применение и многих заказчиков.