СМ-94 - легкий многоцелевой самолет, разработанный российской фирмой АО "Техноавиа". Следующим шагом акционерного общества, после выпуска СМ-92 Финист, стала модернизация Як-18Т. Создававшийся как учебный, он таил в себе скрытый резерв. Заменив на самолете довольно тяжелое и громоздкое отечественное оборудование зарубежным, выделили место еще для двух пассажиров. Изменили остекление кабины и увеличили на 100 кг запас горючего. В результате модернизации появился фактически новый самолет СМ-94-1 с взлетной массой, возросшей лишь на 220 кг. Сохранив неизменной скорость и высоту полета, увеличили не только грузоподъемность, но и дальность, достигшую 1350 км. На этом модернизация самолета с прежним двигателем, очевидно, завершилась. Видимо, это прекрасно понимали и ОКБ Яковлева и НПО Молния, практически одновременно начавшие разработку самолетов Як-58 и Молния-1, оснащенных двигателем М-14П с толкающими воздушными винтами.
Но сравнение СМ-92 по критерию коммерческая нагрузка - дальность полета с Як-58, Молнией-1, Як-18Т и СМ-94-1 показывает явные преимущества Финиста. Количественную оценку транспортной эффективности самолета позволяет дать произведение относительной массы коммерческой нагрузки на дальность полета. Если сравнивать по этому критерию административные самолеты с самым распространенным Ан-2, то окажется, что у СМ-92 транспортная эффективность возросла почти на 10 процентов, а у Як-58 на столько же снизилась. Это ли не достижение коллектива АО Техноавиа? В заключение хочется пожелать дальнейших успехов творческому коллективу В.П.Кондратьева.
Выпускается на Смоленском авиационном заводе с 1997 года.