 |
|
Як-52
Спортивно-тренировочный самолёт Як-52 разработан в
ОКБ им. А.С.Яковлева в 1974 году на базе пилотажного
самолёта Як-50. Работы возглавил В.П.Кондратьев.
Так как самолёт создавался с максимальным использованием узлов Як-50,
проектирование заняло несколько месяцев. При этом был учтён опыт эксплуатации
нескольких тысяч самолётов Як-18. Для упрощения взлёта и посадки применено
шасси с носовой стойкой. Топливная ситстема спроектирована заново. Она
позволяет совершать длительный перевернутый полёт и выполнять фигуры
высшего пилотажа с отрицательными перегрузками. Обновлён состав оборудования,
что позволило выполнять полёты в сложных метеоусловиях. Так как самолёт
предназначался для первоначального обучения, к нему предъявлялись очень
жёсткие требования. Поэтому испытания продолжались около 2 лет. Серийный
выпуск самолёта по кооперации в рамках СЭВ был развёрнут в Румынии на
заводе "Аэростар" в 1979 году.
Як-52 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Фюзеляж типа полумонокок. От Як-50 самолёт отличает двухместная кабина,
посадочные щитки и шасси с носовой стойкой. Крыло усилено и снабжено
посадочными щитками. Стойки шасси в полёте полностью не убираются, а
поджимаются к крылу и фюзеляжу, что гарантирует безопасное приземление,
если пилот забыл выпустить шасси перед посадкой. В качестве силовой
установки использован поршневой 9-цилиндровый звездообразный двигатель
воздушного охлаждения М-14П с автоматическим
воздушным винтом изменяемого шага В-530ТА-Д35. Запас топлива размещается
в 2 крыльевых топливных баках по 65 л. В фюзеляже установлен 5-литровый
расходный бак. Управление самолётом спаренное. Кабина закрыта общим
фонарём с двумя сдвижными частями. В состав пилотажно-навигационного
оборудования входят: курсовая система ГМК-1А, радиокомпас АРК-15М,
сигнализатор предупреждения о приближении к сваливанию. На самолёте
установлена радиостанция "Ландыш-5" и переговорное устройство СПУ-9.
Як-52 может выполнять фигуры прямого и обратного пилотажа. Пилотажно-навигационное
и радиоэлектронное оборудование самолёта позволяет производить обучение
полётам в сложных метеоусловиях и полётам по дальним маршрутам. Кроме
обучения предусмотрена возможность использования Як-52 в качестве
буксировщика планёров. С 1984 года к полётам на Як-52 допускаются
юноши 16 лет, что свидетельствует о его надёжности и простоте управления.
Як-52 в массовом порядке поступал в аэроклубы ДОССАФ (он имелся
в 55 аэроклубах). На нём проводились многие соревнования, включая
чемпионаты СССР. Як-52 является непременным участником авиационно-спортивных
праздников.
Производство Як-52 продолжалось до марта 1995 года. Всего изготовлено
1760 самолётов. Большая часть поставлена в СССР. Поставлялся на экспорт
в Австралию, ГДР, Данию, Польшу, США, Чехословакию. В настоящее время
в мире в строю остаются около 600 самолётов (из них 180 - в США).
Модификации самолёта:
-
Як-52 - базовый. Выпускался в 1979-1995 годах.
-
Як-52Б (Як-54) - противопартизанский. Отличался усиленным крылом. Вооружение
состояло из 2 блоков НУРС УБ-32. Разработан в 1983 году под руководством
А.А.Яковлева.
-
Як-52М - модернизированный. Отличается двигателем М-14Х с трёхлопастным
винтом MTV-8, доработанным крылом, новым фонарём, увеличенным до 250 л
запасом топлива, составом оборудования, системой принудительного аварийного
покидания СКС-84МЯ. С 2003 года переоборудуются ранее выпущенные Як-52 на
Ивановском АРЗ №308. Впервые продемонстрирован на МАКС-2003. Первый полёт
16 апреля 2004 года.
-
Як-52W - экспортный для США и западной Европы. Отличается увеличенным в
2 раза запасом топлива, оборудованием для ночных полётов, гидравлическими
тормозами, багажным отсеком в фюзеляже.
-
"Кондор" - с двигателем Авко Лайкоминг AEIO-540 LI B5D. Отличается трёхлопастным
винтом фирмы "Хофман" (диаметp 2,5 м), новым рулём направления. Разработан
в Румынии в 1991 году.
-
Як-53 - одноместный пилотажный самолёт. Разработан
в 1981 году.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
М-14П |
Взлётная мощность, л.с. |
360 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
9,30
7,68
2,70 |
Площадь крыла, м2 |
15,0 |
Масса, кг
пустого
взлётная нормальная |
1040
1290 |
Запас топлива, кг |
90 |
Скорость, км/ч:
максимальная
в горизонтальном полёте на высоте 500 м
сваливания в прямом полёте
сваливания в перевёрнутом полёте |
420
300
115
140 |
Скороподъёмность у земли, м/с |
15,5 |
Максимально допустимые перегрузки:
положительная
отрицательная |
7
5 |
Дальность полёта, км |
510 |
Продолжительность полёта, ч |
2,5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
180
300 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Кондратьев В.П. Як-52 // Крылья Родины. - 1986. - №5. - С. 34-35.
- Кондратьев В.П. Як-52 - летающий тренер // Моделист-конструктор. - 1980. - №8. - С. 9-14.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|