Х-29
Разработка управляемой ракеты класса "воздух-поверхность"
Х-29 началась в ОКБ "Молния" под руководством М.Р.Бисновата для самолёта
МиГ-23БН. Для размещения более мощной БЧ, двигателя
и предусмотренной телевизионной ГСН с изрядными габаритами было решено
перейти на новый, 15-дюймовый "калибр" (по сравнению с 11" у предшественников
Х-23 и Х-25). Принята на
вооружение в 1980 году. С 1981 года работы по ракете были продолжены в
ГосМКБ "Вымпел". Серийное производство организовано на Ленинградском
Северном заводе и БАПО "Иглим".
Ракетами семейства Х-29 оснащаются штурмовики Су-25ТМ
(Су-39), истребитель-бомбардировщик МиГ-27М, Су-17М3,
Су-17М4, Су-24М, Су-34,
истребители МиГ-29СМТ, МиГ-33,
Су-35.
Ракета оснащена фугасно-проникающей боевой частью массой 317 кг (116
кг ВВ) с контактным взрывателем и предназначена для поражения железобетонных
укрытий, капониров, плотин, мостов и кораблей. Для повышения эффективности
БЧ оснащена специальный противорикошетным устройством. Взрыватель имеет
два режима (устанавливается лётчиком перед пуском): мгновенный и с замедлением.
Датчики взрывателя распологаются перед БЧ в корпусе в зоне рулей и пролегают
вдоль передних кромок крыла. Ракета имеет модульную конструкцию. Корпус
состоит из 5 отсеков: ГСН, отсека управления, БЧ, двигателя и хвостового
отсека. Все отсеки могут храниться в укупорке отдельно и собираются при
подготовке с помощью фланцевых стыков. Для улучшения управляемости перед
рулями установлены дестабилизаторы. Управление по крену осуществляется
элеронами на крыле. Электропитание обеспечивается ампульными аккумуляторными
батареями и электромеханическим преобразователем переменного тока.
Применяется с катапультных установок АКУ-58, АКУ-58-1.
Ракета Х-29Л с лазерной полуактивной ГСН 24Н1 применяется при подсветке
цели с самолётов, оснащённых оптико-электронными системами "Кайра", "Клён",
"Смерч" или наземных лазерных целеуказателей. Опыт войны в Афганистане
показал, что последний вариант более эффективен. Захват подсвеченной цели
ГСН осуществляется до пуска ракеты.
Ракета Х-29Т с телевизионной системой наведения "Тубус-2" (разработка
НПО "Импульс") предназначена для поражения кораблей водоизмещением до
10000 т, усиленных железобетонных укрытий, бетонных ВПП, мостов и
промышленных объектов. Захват цели ГСН осуществляется до пуска ракеты.
При этом изображение цели воспроизводится на телевизионном индикаторе
в кабине самолёта. После этого ракета отстреливается от пусковой установки
и осуществляет автономный полёт к цели. Недостатком ракеты является
возможность применения только в светлое время суток при отсутствии
тумана и дымки.
Ракеты Х-29Л поставлялись Ираку, который успешно применял их в ходе
ирано-иракской войны с самолётов МиГ-23БН и "Мираж" F1E с французской
системой целеуказания ATLIS (размещается в подвесном контейнере, дальность
пуска увеличена до 15 км).
Модификации:
-
Х-29Л ("изделие 63") - с лазерной ГСН. Принята на вооружение в 1980 году.
-
Х-29МЛ ("изделие 63М") - модернизированная с лазерной ГСН.
-
Х-29Т ("изделие 64") - с телевизионной ГСН. Предназначена для поражения
наземных и морских целей. Принята на вооружение в 1980 году.
-
Х-29ТЭ - модернизированная экспортная. Дальность пуска увеличена до 30
км, высота пуска - до 10000 м.
-
УХ-29 - учебная.
Технические характеристики
|
Х-29Л |
Х-29Т |
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения
размах рулей |
3875
380
1100
750 |
3875
380
1100
750 |
Стартовая масса, кг |
657 |
680 |
Масса боевой части, кг |
317 |
317 |
Круговое вероятное отклонение, м |
4,0 |
2,2 |
Скорость максимальная, км/ч |
2600 |
2600 |
Дальность пуска, км:
максимальная
минимальная |
10
2 |
12
3 |
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч |
600-1250 |
600-1250 |
Диапазон высот применения, м |
200-5000 |
200-5000 |
Литература
- Боечкин И. С индексом "Р" // Техника - молодёжи. - 2000. - №9. - С. 30-35.
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 321-323.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 190-193.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 24-29.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 346-349.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 397-400.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника