 |
|
Х-25
Разработка управляемой ракеты Х-25 ("изделие 69") для
оснащения истребителей-бомбардировщиков началась в ОКБ "Звезда" в 1970 году.
Работы проводились в сотрудничестве с ОКБ П.О.Сухого,
на самолётах которого предполагалось использовать ракету, и отраслевыми
институтами. За основу конструкции была взята ракета Х-23.
На ракету было решено установить лазерную головку самонаведения 24Н1,
разработанную в ЦКБ "Геофизика" под руководством Д.М.Хорола. Для компенсации
смещения центра тяжести вперёд в хвостовой части была установлена дополнительная
БЧ массой 24 кг. Площадь рулей и оперения была увеличена.
Зимой 1973 года начались испытания ракеты. Было проведено 36 полётов на
Су-7БМ и Су-17М с 12 пусками
(один с залпом из двух ракет). После анализа результатов стрельб было принято
решение о продолжении работы на более новом Су-17М2, обеспечивающем большую
точность прицеливания.
Осенью 1974 года на государственные испытания был представлен комплекс
Су-17МКГ. Были выполнены 69 полётов с 30 пусками. Затем испытания продолжились
на МиГ-23БК (МиГ-27К), оснащённом лазерно-телевизионной
прицельной станцией "Кайра". Отрабатывалась и подсветка целей с земли.
Ракета принята на вооружение в 1976 году.
Х-25 построена по нормальной аэродинамической схеме. В носовом отсеке
установлена головка самонаведения. Второй отсек занимают рулевые приводы
и система управления. Привод рулевых машинок рулей и элеронов осуществляется
от баллона со сжатым воздухом. Третий отсек представляет собой основную БЧ
типа Ф-25-1М массой 112 кг (80 кг ВВ). В четвёртом отсеке установлен твердотопливный
ракетный двигатель ПРД-228 с боковыми соплами. За ним идёт отсек энергообеспечения.
Хвостовой отсек занимает жополнительная БЧ Ф-25-2М массой 24 кг (13 кг ВВ).
Обе БЧ снабжены готовыми осколочными элементами.
Ракеты применяются с пусковых устройств АПУ-68У/УМ/УМ2/УМ3 на самолётах МиГ-27К,
Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25.
Для подсветки цели применяется аппаратура "Прожектор-1", "Клён-ПС", "Клён-ПМ",
"Клён-54", "Кайра".
Ракета Х-25 оказалась очень удачной и в ходе серийного производства
подвергалась минимальным доработкам. В 1978 году начались работы по модернизации
Х-25. Было решено использовать ряд агрегатов и систем ракеты Х-27ПС:
двигатель ПРД-276, БЧ Ф-27, системы управления СУР-73 и энергоснабжения.
Приемлемая центровка была достигнута путём перекомпоновки ракеты и надобность
в дополнительной БЧ отпала. Форма рулей и оперения была изменена, а их эффективность
была повышена за счёт удлиннения корпуса ракеты. В 1981 году ракеты семейства
Х-25М были приняты на вооружение. С 1992 года поставляются на экспорт.
Модификации:
-
Х-25 ("изделие 69", Х-25Л) - базовая с лазерной полуактивной ГСН типа 24Н1
и системой управления СУР-71.
-
Х-25МА - с активной радиолокационной ГСН. Двигатель, планёр, БЧ, автопилот,
система энергоснабжения унифицированы с ракетой Х-27. Принята на вооружение
в 1981 году.
-
Х-25МЛ ("изделие 713") - модернизированная с лазерным наведением. Снабжена
ГСН типа 24Н1 и системой управления СУР-73. Принята на вооружение в 1981 году.
-
Х-25МП ("изделие 711") - противолокационная. Снабжена пассивной радиолокационной
системой наведения ПРГС-1ВП или ПРГС-2ВП (в зависимости от типа цели). Принята
на вооружение в 1981 году.
-
Х-25МПУ - модернизированная противолокационная. Отличалается более широким
диапазоном частот ГСН.
-
Х-25МР ("изделие 714") - с радиокомандной системой наведения. Принята на
вооружение в 1981 году.
-
Х-25МТ - с телевизионной системой наведения. Принята на вооружение в 1981 году.
-
Х-25МТП - с тепловизионной ГСН. Принята на вооружение в 1981 году.
Технические характеристики
|
Х-25 |
Х-25МЛ |
Х-25МР |
Х-25МП |
Х-25МТ |
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения
размах рулей |
3570
275
755
493 |
3900
275
755
493 |
3830
275
755
493 |
4553
275
755
493 |
4040
275
755
493 |
Стартовая масса, кг |
318 |
300 |
300 |
311 |
300 |
Масса боевой части, кг |
136 |
90,6 |
90,6 |
90,6 |
90,6 |
Круговое вероятное отклонение, м |
6,4 |
6,0 |
- |
- |
- |
Скорость максимальная, км/ч |
2520 |
3060 |
3100 |
3240 |
2900 |
Дальность пуска, км:
максимальная
минимальная |
7
3 |
10
2,5 |
10
2,5 |
40
- |
20
- |
Время управляемого полёта, с |
25 |
90 |
90 |
90 |
90 |
Диапазон высот применения, м |
500-4000 |
50-5000 |
50-5000 |
50-5000 |
50-5000 |
Литература
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 319-320.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 190-193.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 10-12, 18-21.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля" // М-Хобби. - 2002. - № 4, 6.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 339-342.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|