Х-15
Разработка сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х-15
началась в МКБ "Радуга" в 1974 году под руководством А.Я.Березняка. После
его смерти работу возглавил И.С.Селезнёв. В основу конструкции был положен
проект управляемой ракеты Х-2000. В процессе создания ракеты был разработан
ряд новых технологий, а для производства и создано новое уникальное оборудование
(например, крупногабаритная высокотемпературная печь ПАП). Впервые в СССР
на ракете такого класса применён твердотопливный двигатель.
Испытания ракеты с борта самолёта Ту-22М прошли
в конце 70-х годов. Серийное производство организовано на ПО "Радуга"
(с 1982 года Дубнинский завод выделился в самостоятельное предприятие).
Принята на вооружение в 1980 году.
Ракета Х-15 предназначена для поражения надводных целей классом до
крейсера включительно. Применяется на самолётах Су-33,
Су-34, Ту-22М3, Ту-95МС,
Ту-160.
Ракета Х-15 построена по нормальной аэродинамической схеме. Конструкция
цельномелаллическая (титановые сплавы ОТ4-1, ВТ-5, жаропрочная сталь ВЖ-100,
вольфрамо-молибденовый сплав ВМ-1). Корпус имеет внутреннюю теплоизоляцию
и облицрван защитным материалом ТЗМКТ. Х-15П имеет радиопрозрачный носовой
обтекатель из ткани АТОМ-2 с теплоизоляцией ТКЧ-6. Для снижения радиолокационной
заметности корпус покрыт специальным металлизированным покрытием. Оперение
состоит из 3 цельноповоротных рулей трапецевидной формы. Боевая часть фугасная
проникающего действия (на Х-15П - осколочная). Силовая установка состоит из
двухступенчатого твердотопливного ракетного двигателя, расположенного в
хвостовой части. Оптимальные характеристики горения шашки двигателя
обеспечиваются фигурным вырезом в её теле (в условиях хранения вырез
заполнен пузырём, надутым инертным газом). Ракета применяется с роторной
пусковой установки МКУ-6-1.
Ракета сбрасывается с ПУ, после чего производитчя запуск двигателя.
Затем осуществляется крейсерский сверхзвуковой полёт с использованием
аэродинамической подъёмной силы, при этом достигается высота полёта до
40 км. На конечном участке ракета движется по баллистической траектории.
Ракета Х-15 оснащена двойной системой наведения. На маршевом участке
управление осуществляется инерционной системой наведения, а на конечном
ракета переходит на самонаведение от активной радиолокационной системы
самонаведения.
Поставляется на экспорт с 1993 года. Аналогом Х-15 является американская
ракета AGM-69 SRAM.
Модификации:
-
Х-15 ("изделие 115") - базовая. Принята на вооружение в 1980 году. Применяется
на бомбардировщиках Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160.
-
Х-15П - противолокационная. Предназначена для прорыва зоны ПВО противника
самолётами дальней авиации. Отличается пассивной радиолокационной ГСН,
осколочной БЧ. Принята на вооружение в 1988 году. Применяется на
бомбардировщиках Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160.
-
Х-15С (Х-15А) - модернизированная. Отличается помехоустойчивой активной
радиолокационной ГСН. Разработана в 1993 году. Предназначена для оснащения
самолётов Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160, Су-33, Су-34.
-
Х-15СЭ - экспортная.
Технические характеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения |
4780
455
920 |
Стартовая масса, кг |
1200 |
Масса боевой части, кг |
150 |
Круговое вероятное отклонение, м |
5-8 |
Дальность пуска, км:
максимальная
минимальная |
150
60 |
Диапазон высот применения, м |
300-22000 |
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч |
1080-2375 |
Максимальная скорость, км/ч |
3600 |
Литература
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 317.
- Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 133-135.
- Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. Авиационные ракеты большой дальности. // Невский бастион. - 1998. - Вып. 6. - С. 35-38.
- Мороз С.Г., Попсуевич С. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР. - М.: "Майор", "Пилот", 2001. - С. 59-62.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника