 |
|
ТАВКР Варяг
Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.6 разработан
в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством В.Ф.Аникиева
(в 1986 году его сменил П.А.Соколов, в 1989 году - Л.В.Белов). ТАВКР
"Рига" (заводской №106) зачислен в списки кораблей ВМФ 21 августа 1985
года и 6 декабря (через 20 минут после спуска на воду ТАВКР
"Леонид Брежнев", ныне "Адмирал Кузнецов")
заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве.
Спущен на воду 25 ноября 1988 года. 19 июня 1990 года переименован
в "Варяг". Сдача в эксплуатацию планировалась на 1993 год. Корабль
предназначался для службы на КТОФ.
По конструкции "Варяг" был аналогичен ТАВКР "Адмирал Кузнецов".
Форма надстройки и кормовой части корпуса несколько отличается. В
системе противоторпедной защиты вместо многослойной применена монолитная
броня. Вместо РЛС "Марс-Пассат" установлены 2 РЛС "Форум", вместо
системы РЭБ "Кантата-11435" установлена более современная ТК-146
"Созвездие-БР", изменено размещение антенн ЛЛС. Всё это привело к
перестройке 150 помещений надстройки. На борту могли базироваться
26 самолётов (МиГ-29К или Су-33)
и 24 вертолёта (Ка-27, Ка-29
и Ка-31. Предусматривалось также возможность
размещения самолётов ДРЛО Як-44 и самолётов
СУВВП Як-141. Вооружение корабля состояло
из 12 пусковых установок ПКРК П-700 (4К80) "Гранит", 4 шестиствольных
пусковых установок ЗРК "Кинжал" (192 ракеты), 8 пусковых установок
"Кортик" (256 ракет), 6 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок
АК-630М, 2 установок РБУ-12000 "Удав".
В 1992 году строительство было приостановлено при 67% технической
готовности и корабль был законсервирован. Долгое время с Украиной
велись переговоры о возможности достройки корабля, но безрезультатно.
В 1995 году корабль был исключён из списков флота России и передан
заводу-изготовителю в счёт долгов. В 1998 году он был продан за
20 миллионов долларов китайской фирме, зарегистрированной в Макао.
14 июня 2000 года "Варяг" вышел из Николаева на буксире и отправился
в Аомынь (Макао) для разделки на металл. Почти полтора года корабль
кружился (на якорь поставить было нельзя) у входа в Босфор из-за
отказа Турции пропустить его через Черноморские проливы. Проведен
через Босфор только 4 ноября 2001 года, после чего едва не был брошен
в Эгейском море из-за обрыва буксиров во время шторма. 3 марта 2002
года корабль прибыл в порт Далянь (Дальний). Официально заявлено о
намерении превратить корпус в плавучий отель и комплекс атракционов,
но возможна достройка как боевого корабля для флота КНР.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение, т:
полное
стандартное |
70500
55000 |
Габариты, м:
длина
ширина по КВЛ
осадка |
304,5
38,0
10,5 |
Ширина полётной палубы, м |
75,0 |
Мощность ПТУ, л.с. |
4х50000 |
Скорость хода, уз.:
максимальная
экономическая |
32,0
18,0 |
Дальность плавания экономическим ходом, миль |
8000 |
Количество самолётов, шт. |
26 |
Количество вертолётов, шт. |
24 |
Запас авиационного топлива, т |
2500 |
Экипаж, чел.
в том числе офицеров |
1980
520 |
Литература
- Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995 // Морская коллекция. - 1995. - №1.
- Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под ред. А.Е.Тараса. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2002. - С. 342-344.
- Боечин И. Первый российский // Техника - молодёжи. - 2004. - №6. - С. 40-41.
- Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" // Морская коллекция. - 2005. - №7. - С. 30-31.
- Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника-молодёжи", 1994. - С. 35-52.
- Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
- Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 10-17.
- Никольский М.В. Современные авианосцы. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 114-115.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|