 |
|
Ту-330
Разработка среднего транспортного самолёта Ту-330 в АНТК
им. А.Н.Туполева началась в 1993 году под руководством В.Близнюка.
В обеспечение работ по самолёту принято Постановление Правительства РФ №369
от 23 апреля 1994 года. Самолёт был задуман как развитие пассажирского
лайнера Ту-204, от которого он заимствовал крыло,
кабину экипажа и ряд основных систем (унификация конструкции составляет 70%).
Фюзеляж и шасси разрабатывались заново. Первоначально предпологалось создание
гражданского самолёта для замены Ан-12 на грузовых
линиях, но в дальнейшем появилась потребность в создании и военно-транспортного
варианта. Авионика разрабатывалась НИИАО совместно с американской фирмой
"Эллайд Сигнал" Проектирование было завершено к концу 1997 года и началась
подготовка к производству на Казанском авиазаводе.
Ту-330 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана
со стреловидным крылом и стреловидным оперением. Крыло большого удлинения
образовано сверхкритическими профилями. Для уменьшения индуктивного сопротивления
крылу придана отрицательная аэродинамическая крутка и установлены концевые
аэродинамические поверхности. Шасси состоит из 6 полностью автономных
основных и передней стоек (все стойки с 2 тормозными колёсами) и обеспечивает
эксплуатацию с грунтовых аэродромов. Герметизированная грузовая кабина
объёмом 330 м3 снабжена грузовой рампой и оснащена встроенным
комплексом транспортного оборудования, обеспечивающего погрузочно-разгрузочные
работы без использования наземных средств. Боковые створки грузового
люка отсутствуют. В носовой части фюзеляжа по левому борту имеется
пассажирская дверь, оснащённая выдвижным трапом. Силовая установка
состоит из 2 ТРДД ПС-90А, размещённых на пилонах
под крылом. Предусмотрена возможность установки двигателей НК-93,
а для экспортных модификаций - двигателей Роллс-Ройс RB-211 и Прэтт-Уитни
PW2240. В хвостовой части фюзеляжа установлена ВСУ ТА12-60. Для эксплуатации
в условиях Севера предусмотрена подача по трубопроводам тёплого воздуха
к двигателям для обеспечения запуска на морозе. Система управления
самолётом электродистационная с центральными ручками.
Ту-330 предназначен для перевозки грузов, самоходной техники, до 306
солдат (в двухпалубном варианте компоновки салона), до 144 парашютистов,
до 172 раненых на носилках.
Модификации самолёта:
-
Ту-330 - гражданский транспортный самолёт.
-
Ту-330ВТ - военно-транспортный. Отличается составом оборудования, средствами
десантирования людей и грузов.
-
Ту-330П - пожарный.
-
Ту-330ПС - поисково-спасательный.
-
Ту-330Р - ретранслятор.
-
Ту-330РЛ - самолёт дальней инструментальной разведки.
-
Ту-330СЭ - санитарно-эвакуационный.
-
Ту-330ТЗ - топливозаправщик.
-
Ту-338 - самолёт с двигателями, работающими на сжиженном природном газе.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ПС-90А |
Взлётная тяга, кгс |
2х16140 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
43,5
42,0
14,0 |
Площадь крыла, м2 |
195,5 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина (по полу)
высота |
19,5
4,0
3,55 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
-
-
103,5 |
Запас топлива, т |
- |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т |
35 |
Крейсерская скорость, км/ч |
830 |
Дальность полёта, км:
с нагрузкой 15 т
с нагрузкой 20 т
с нагрузкой 35 т |
7000
5600
3000 |
Практический потолок, м |
12000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
-
- |
Экипаж, чел. |
3 |
Литература
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 213-214.
- Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 186-191.
- Николаев А. "Опять не выпускают самолёт..." // Двигатель. - 2003. - №6. - С. 26-29.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту". // Авиация и космонавтика. - 2000. - №12. - С. 33-38.
- Ту-330. // Вестник авиации и космонавтики. - 1998. - Вып. март-июнь. - С. 25.
Диагностика состояния фольксваген тигуан remont-tiguan.ru/diagnostika-pered-pokupkoy/.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|