ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Ту-160

Ту-160

Разработка сверхзвукового бомбардировщика для замены 3М и Ту-95, а также в противовес американскому B-1, в ОКБ А.Н.Туполева началась в 1968 году. В конкурсе так же участвовали ОКБ П.О.Сухого и В.М.Мясищева. Проектирование велось в сотрудничестве с ЦАГИ, ЛИИ, НИАС, ВИАМ, НИАТ и другими отраслевыми институтами. Первоначальный проект напоминал пассажирский самолёт Ту-144, но такая конфигурация не обеспечивала необходимой дальности при полёте на дозвуковой скорости. К 1975 году был разработан новый проект - самолёт "70" с крылом изменяемой геометрии. Проект был поддержан Д.Ф.Устиновым (курировал в ЦК КПСС оборонную промышленность, с 1976 года - министр обороны) и работа была продолжена. Главным конструктором по самолёту был назначен В.И.Близнюк, общее руководство осуществлял А.А.Туполев. Одновременно с самолётом создавались новые двигатели (ОКБ им. Н.Д.Кузнецова) и конструкционные материалы. Учитывая сложность и масштабность задач, руководил работой сам министр авиационной промышленности П.В.Дементьев.

В процессе проектирования самолёта "70" рассматривались различные варианты компоновочных схем. В конечном итоге была выбрана схема с двигателями в мотогондолах под неподвижной частью крыла. Большое внимание уделялось снижению радиолокационной заметности. В конце 1977 года был утверждён полномасштабный макет самолёта. К 1981 году было построено 3 прототипа (2 лётных и 1 для статиспытаний). 18 декабря 1981 года прототип Ту-160 впервые поднялся в небо с аэродрома ЛИИ им. М.М.Громова (экипаж лётчика-испытателя Б.И.Веремея). 6 октября 1984 года в воздух поднялся прототип с полным комплектом оборудования.

К началу 80-х годов специально для Ту-160 был построен Ульяновский авиационный промышленный комплекс, но его переориентировали на выпуск транспортного самолёта Ан-124 и серийное производство Ту-160 началось на Казанском авиазаводе в 1986 году. По окончании Государственных испытаний бомбардировщик стал поступать в войска. Первым (с мая 1987 года) начал получать новый самолёт 184 бап, дислоцированный в г. Прилуки (Украина). Официально принят на вооружение ВВС России 30 декабря 2005 года.

Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой стреловидности (от 20 до 65°). Компоновка центральной части фюзеляжа - интегральная. Планер изготовлен, в основном из алюминиевых сплавов. Доля титана в конструкции составляет 20%. Широко применяются клеёные трёхслойные конструкции. Силовая установка состоит из 4 ТРДДФ НК-32. Спаренные многорежимные воздухозаборники располагаются под передним наплывом крыла. Двигатели разделены противопожарными перегородками и функционируют независимо друг от друга. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Экипаж размещается в гермокабине. Катапультные кресла К-36ЛМ позволяют покидать самолёт в аварийной ситуации во всём диапазоне высот (в том числе и на земле при рулении). Вооружение (ракеты и бомбы различных типов, включая ядерные) размещается в двух отсеках по 11 м длиной. Для ракет Х-55 разработано многозарядное револьверное катапультное устройство МКУ-6-5У. Самолёт оборудован системой дозаправки в воздухе типа "шланг-конус". Прицельно-навигационный комплекс обеспечивает автоматический полёт и боевое применение в любое время суток при любой погоде. Система управления самолётом элетродистанционная, четырёхканальная. Общее число цифровых процессоров на борту превышает 100. Рабочее место штурмана оснащено 8 ЦВМ. На борту имеется многоканальный цифровой помехозащищённый комплекс связи, включающий и спутниковые средства. В хвостовой части фюзеляжа установлены контейнеры с ИЛ-ловушками и теплопеленгатор, обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы ракеты и самолёты противника.

Всего изготовлено 36 самолётов Ту-160. Из них 19 оказалось "приватизированными" Украиной (кстати, объявившей себя безъядерным государством). После нескольких лет переговоров 8 смолётов переданы России (остальные уничтожены). Российские Ту-160 дислоцируются в г. Энгельсе (Саратовская обл.), куда перебазировались лётчики, не захотевшие принимать украинскую присягу (80% личного состава 184 бап). Для подготовки пилотов используется Ту-134УБ-Л. В январе 1992 года Ельцин пытался свернуть выпуск Ту-160, но здравый смысл возобладал и было принято решение о продолжении серийного производства. На Ту-160 установлено 44 мировых рекорда. В настоящее время в Энгельсе базируется 14 самолётов Ту-160.

Модификации самолёта:

  • Ту-160 ("изделие 70-01") - прототип. Первый полёт состоялся 18 декабря 1981 года.
  • Ту-160В - с двигателями на криогенном топливе (проект). Отличался формой фюзеляжа.
  • Ту-160П - тяжёлый истребитель сопровождения (проект). Вооружён ракетами класса "воздух-воздух".
  • Ту-160ПП - постановщик помех (проект).
  • Ту-160С - серийный стратегический бомбардировщик. Отличается конструкцией штанги системы дозаправки в воздухе.
  • Ту-160СК - самолёт для запуска космической ракеты-носителя "Бурлак".

Лётно-технические характеристики

Двигатели НК-32
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

4х14000
4х25500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

55,7/35,6
54,1
13,1
Площадь крыла, м2 232
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная

110
185
275
155
Запас топлива, т 140,6
Масса боевой нагрузки, т 45
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская дозвуковая
взлётная
посадочная

2230
800
300
260
Максимальная скороподъёмность, м/с 70
Дальность полёта максимальная, км 13950
Практический потолок, м 16000
Продолжительность полёта, ч. 15
Максимальная эксплуатационная перегрузка 2,5
Длина разбега, м

пробега, м

2200
1600
Экипаж, чел. 4

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 201-206.
  2. Бутовски П. Сложная судьба Ту-160 // Авиация и Время. - 1995. - №2. - С. 2-13.
  3. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 198-202.
  4. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 161-222.
  5. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 123-140.
  6. Ильин В.Е., Левин М.А. Практически единственный стратег // Крылья Родины. - №№ 12/93, 1/94.
  7. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 41.
  8. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 202-204.
  9. Стратегический бомбардировщик Ту-160 // Крылья Родины. - 1992. - №4. - С. 33-34.
  10. Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 1-2.
  11. Тяжёлые блмбардировщики / Под. ред. В.Г.Дейнеки // Невский бастион. - 1998. - Вып. 5. - С. 65-66.



Граппа banfi les-vins.org.





Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100