Ту-126
В 50-х годах возникла проблема обеспечения защиты северных
рубежей СССР (северное направление было наиболее вероятным для появления
американских стратегических бомбардировщиков). Строительство за Полярным
кругом сети наземных РЛС требовало времени и огромных затрат. 4 июля 1958
года вышло постаеновление СМ СССР № 608-293 о разработке системы радиолокационного
наблюдения воздушного базирования. Головной организацией был утверждён
НИИ-17 (с 1967 года - МНИИП "Вега"). Работу возглавил директор института
А.Метельский. В работе так же участвовали ОКБ-373, НИИ-25, НИИ-101. Разработка
самолёта была поручена ОКБ-156 А.Н.Туполева. Общее
руководство по самолёту осуществлял Н.И.Базенков.
В качестве носителя вначале предполагалось использовать Ту-95,
но позже остановились на Ту-114, имевшем фюзеляж
большего диаметра и объёма. Основной проблемой оказалось обеспечение достаточного
размера антенн, от чего зависила мощность сигнала и чувствительность приёмника.
Эту проблему решили, разместив длинномерную плиту антенны в дискообразном обтекаемом
корпусе (американцы применили аналогичное решение значительно позже). Проект
самолёта "126" ("Л") был утверждён 30 января 1960 года. 30 мая вышло постановлени
СМ СССР № 567-230, поручавшее заводу №18 в Куйбышеве построить самолёт
Ту-126 с комплексом "Лиана". Рабочие чертежи в короткий срок были подготовлены
в Куйбышевском филиале ОКБ под руководством А.И.Путилова. Прототип был
готов в 1961 году. 23 января 1962 года экипаж лётчика-испытателя И.М.Сухомлина
впервые поднял его в небо. Испытания продолжались до ноября 1964 года (в
основном дорабатывался комплекс "Лиана"). Не дожидаясь окончания испытаний,
началась подготовка к производству (решение ВПК №275 от 27.11.63). В апреле
1965 года Ту-126 был принят на вооружение (приказ МО №041).
Как и базовый самолёт, Ту-126 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего
низкоплана. Для обеспечения путевой устойчивости под фюзеляжем установлен
дополнительный киль-гребень. Стабилизатор выполнен переставным. Шасси трёхопорное
с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 4 турбовинтовых двигателей
НК-12МВ конструкции Н.Д.Кузнецова. Отличительной
особенностью Ту-126 была огромная антенна РЛС (диаметр - 11 м, высота -
2 м, масса - 12 т), установленная в обтекателе над фюзеляжем на пилоне
высотой 2,6 м и вращавшаяся вместе с обтекателем вокруг своей оси со скоростью
10 об/мин (специаольно для Ту-126 было организовано производство подшипников
диаметром 1200 мм). Пассажирская кабина полностью перекомпанована: передняя
и средняя части фюзеляжа были заняты пультами с рабочими местами операторов,
задняя - агрегатами РЛС и аппаратурой связи. Количество иллюминаторов значительно
сокращено. Оборонительное вооружение состояло из кормовой пушечной установки
(2 пушки АМ-23). Лётный и радиотехнический экипажи
дублировались и работали посменно.
Комплекс "Лиана" мог надёжно обнаруживать воздушные цели, идущие на
больших и средних высотах. В состав оборудования самолёта входил расширенный
бортовой комплекс средств связи и навигации, позволявший вести обмен данными
с наземными, корабельными и воздушными командными пунктами. С борта Ту-126
можно было наводить на цель истребители и зенитные ракетные комплексы,
боевые корабли и береговые батареи (на морские цели). Серийные самолёты
отличались от прототипа наличием станции радиоразведки "Ромб" и штанги
дозаправки топливом в полёте (аналогичной на Ту-95КД). Наличие оборонительного
вооружения было признано нецелесообразным (комплекс "Диана" обнаруживал
носителей ракет "воздух-воздух" и работающие РЛС задолго до их выхода на
рубежи пуска). Во время эксплуатации самолёты дооснащались дополнительными
средствами радио и радиотехнической разведки. Часть самолётов была оснащена
аппаратурой РЭБ (устанавливалась в хвостовом отсеке).
В 1963-1967 годах на Куйбышевском авиазаводе №18 было изготовлено 8
серийных самолётов Ту-126. Из них была образована 67 отдельная эскадрилья
ДРЛО (базировалась в Шауляе, Литва). Самолёты вели радиолокационную и радиотехническую
разведку в акваториях Баренцева, Карского и Балтийского морей, наводили
перехватчики Ту-128 на цели северо-западнее Новой
Земли, осуществляли слежение за морскими целями (до появления Ту-95РЦ).
Они часто привлекались к различным масштабным учениям ("Океан-70" и др.).
В 1971 году во время Индо-Пакистанского инциндента 1 самолёт принимал участие
в наведении индийских истребителей-бомбардирощиков Су-7БКЛ (на них отсутствовал
бортовой локатор) на цели в Пакистане. С началом Ирано-Иракской войны самолёты
Ту-126 стали постоянно дежурить у южных границ СССР, наблюдая за обоими
противоборствующими сторонами. Самолёты эксплуатировались до 1984 года,
когда им на смену пришли А-50. Прототип Ту-126 в
70-х годах был переооборудован для испытаний комплекса "Шмель" (устанавливается
на А-50).
Модификации самолёта:
-
Ту-126 - самолёт ДРЛО с комплексом "Лиана".
-
Ту-156 - самолёт ДРЛО с комплексом "Шмель" (проект). Отличался двигателями
Д-30КП и более высоким пилоном под антенну. Разработан
в 1970 году.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
НК-12МВ |
Взлётная мощность, л.с. |
4х15000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина со штангой дозаправки
высота |
51,4
57,9
15,3 |
Площадь крыла, м2 |
311,1 |
Масса максимальная, т:
взлётная
посадочная |
171
135 |
Запас топлива, т |
58 |
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте 9000 м
крейсерская |
790
650-700 |
Практический потолок, м |
10700 |
Практическая дальность полёта, км:
с полным запасом топлива
с одной дозаправкой |
7000
10000 |
Продолжительность патрулирования, ч:
без дозаправки
с одной дозаправкой |
10-11
17-18 |
Дальность обнаружения целей, км:
воздушных
крупных морских
РЛС |
100-350
400
500-600 |
Дальность передачи информации на КП, км |
2000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2400
1200 |
Экипаж, чел.
лётный
радиотехнический |
2х6
2х6 |
Литература
- Бобошин Н., Якубович Н.В. Воздушный патруль: Рассказ о самолёте Ту-126. // Крылья Родины. - 1996. - №2. - С. 9-11.
- Гордон Е.И., Ригмант В.Г., Совенко А.Ю. Один на один с небом. // Авиация и Время. - 1999. - №2. - С. 4-15.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 158-159.
- Мороз С. Туполев Ту-95. - Киев: "Архив-Пресс", 1999. - С. 17.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту". // Авиация и космонавтика. - 1999. - №9. - С. 50-51.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника