Ту-104
Успехи в создании в первой половине 50-х годов тяжёлых
боевых самолётов с большой дальностью полёта, оснащённых новыми мощными
ТРД и ТВД обусловили возможность создания реактивных пассажирских самолётов.
Учитывая сложность создания нового самолёта "с нуля", А.Н.Туполев во второй
половине 1953 года вышел с предложением к руководству страны с идеей разработки
пассажирского самолёта на базе бомбардировщика Ту-16.
Использование технических идей, готовых узлов и агрегатов, опыта эксплуатации
серийного самолёта позволяло значительно сократить сроки проектирования и
обеспечить высокую надёжность и безопасность, столь важные для пассажирского
самолёта. Кроме того, облегчалось освоение серийного производства и подготовка
лётного и технического состава.
11 июня 1954 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1172-516 о создании
пассажирского скоростного самолёта Ту-16П с двигателями АМ-3-200. Но рабочее
проектирование самолёта, получившего обозначение "104", в ОКБ-156
началось ещё до этого. Работами руководил главный конструктор Д.С.Марков. От
Ту-16 сохранялись крыло, оперение, шасси, силовая установка, оборудование.
Фюзеляж увеличенного диаметра с герметичным салоном от носка до отсека хвостового
оперения проектировался заново. При этом самолёт из среднеплана становился
низкопланом. Первоначально салон расчитывался на перевозку 50 пассажиров, но
с самого начала предполагалось создание вариантов на 70 и более мест. Эскизный
проект был готов к сентябрю 1954 года. В ноябре-декабре состоялось заседание
макетной комиссии. Одновременно началась постройка первого прототипа, которая
завершилась к началу 1955 года.
17 июня 1955 года прототип Ту-104 совершил первый полёт (лётчик-испытатель
Ю.Т.Апашев). Заводские испытания продолжались до 12 октября 1955 года.
Пока шли испытания, на заводе №135 в Харькове шла подготовка к серийному
производству (специально для этого был построен новый сборочный цех).
5 ноября 1955 года экипаж лётчика-испытателя В.Ф.Ковалёва поднял в воздух
первый серийный Ту-104. Эксплуатационные испытания проводились силами ГВФ
при помощи МАП на трёх самолётах нулевой серии. Государственные испытания
в ГК НИИ ВВС прошли с 31 января по 15 июня 1956 года. 22 марта, ещё до
завершения испытаний, опытный Ту-104 совершёл полёт в Лондон с группой
дипломатов и Председателем КГБ И.А.Серовым.
Головной самолёт первой серии был готов в августе 1956 года. Позже к
производству присоединились заводы №166 в Омске и №22 в Казани. 15 сентября
1956 года состоялся первый рейс с пассажирами на борту по маршруту Москва-Иркутск
(экипаж Е.П.Барабаша). 12 октября состоялся первый регулярный международный
рейс в Прагу (экипаж Б.П.Бугаева).
Ту-104 построен по аэродинамической схеме свебоднонесущего низкоплана.
Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения диаметром 3,5 м. Крыло стреловидное
(35° по передней кромке). Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой.
Силовая установка состояла из 2 турбореактивных двигателей АМ-3 (позже РД-3,
РД-3М, РД-3М-500), расположенных на боковых панелях фюзеляжа за центральной
частью крыла.
Первым новый самолёт получило специально организованное в аэропорту
Внуково авиаподразделение реактивных самолётов. Там же проводилось обучение
переучивание экипажей других авиапредприятий. Регулярная эксплуатация
Ту-104 открыла новую эру в отечественной авиации, подтолкнула развитие
мировой реактивной пассажирской авиации. Опыт эксплуатации самолёта в ГВФ
был впоследствии использован при освоении реактивных пассажирских самолётов
второго и третьего поколений. В 1957-1960 годах на Ту-104 различных
модификаций установлено 26 мировых рекордов скорости и грузоподъёмности.
За создание самолёта группа специалистов во главе с Генеральным конструктором
А.Н.Туполевым была удостоена Ленинской премии, более 400 работников КБ и
опытного завода награждены орденами и медалями.
Производство продолжалось до 1960 года. Всего на трёх заводах изготовлен
201 самолёт. 6 Ту-104А поставлено в ЧССР. В ходе производства самолёт
неоднократно модернизировался: менялся состав оборудования, количество
мест в салоне. Эксплуатация Ту-104 в Аэрофлоте продолжалась до 1979 года.
За это время парк Ту-104 перевёз около 100 млн. пассажиров, провёл в воздухе
2 млн. часов и выполнил 600 тыс. полётов. Отдельные экземпляры продолжали
эксплуатироваться в различных организациях и ВВС до середины 80-х годов.
11 ноября 1986 года один Ту-104 был передан в музей гражданской авиации
в Ульяновске. Другой Ту-104 (СССР-Л5415) с 2003 года является экспонатом
музея авиации в Киеве.
Модификации самолёта:
-
Ту-104 - базовый пассажирский самолёт. В 1956-1957 годах в Харькове и Омске
изготовлено 29 самолётов.
-
Ту-104 "ретранслятор" - летающая лаборатория для испытаний Ту-144.
-
Ту-104 2НК-8 - с двигателями НК-8 (проект).
-
Ту-104А - с салоном на 70 мест. Выпускался в Харькове и Омске с 1957 года.
Изготовлено 80 самолётов.
-
Ту-104А-ТС - транспортно-санитарный.
-
Ту-104АК - самолёт для тренировок космонавтов в условиях невесомости.
-
Ту-104Б - с салоном на 100 мест. Отличался удлинённым фюзеляжем, двигателями
РД-3М-500, изменённой механизацией крыла. В 1958-1960 годах в Казани изготовлено
95 самолётов.
-
Ту-104Б-115 - с салоном на 115 мест. Переоборудованы ранее выпущенные Ту-104Б.
-
Ту-104БТС - транспортно-санитарный на базе Ту-104Б.
-
Ту-104В - с салоном на 117 мест (проект).
-
Ту-104В - с салоном на 100-105 мест. Силами ГВФ переоборудовано несколько Ту-104А.
-
Ту-104В-115 - с салоном на 115 мест. Переоборудован из Ту-104Б.
-
Ту-104Г (второй с таким названием) - "салон".
-
Ту-104Д - "салон".
-
Ту-104Д 3НК-8 - первый вариант Ту-154 (проект).
-
Ту-104Д-85 - с салоном на 85 мест. Переоборудован из Ту-104А.
-
Ту-104Е - опытный с двигателями РД-16-15. Отличался изменённой конструкцией
планёра, составом оборудования.
-
Ту-104ЛЛ - летающая лаборатория. Переоборудовано несколько самолётов для
отработки систем Ту-128 и Ту-22М.
-
Ту-104Ш - самолёт для подготовки штурманов Ту-16К-10. Переоборудован 1 самолёт.
-
Ту-107 ("107") - военно-транспортный (опытный). Изготовлен в 1957 году на
заводе №22.
-
Ту-110 ("110") - четырёхдвигательный вариант Ту-104. Изготовлено 4 самолёта.
-
Ту-118 ("118") - с 4 ТВД ТВ-2Ф (проект).
Лётно-технические характеристики (Ту-104Б)
Двигатели |
РД-3М-500 |
Взлётная тяга, кгс |
2х9520 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
34,54
40,6
11,9 |
Площадь крыла, м2 |
183,5 |
Масса, т:
пустого
взлётная максимальная |
44,2
78,1 |
Коммерческая нагрузка, т |
12 |
Количество пассажиров, чел. |
100 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
960
750-800 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
перегоночная |
2120
2750 |
Практический потолок, м |
12000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1900
1100 |
Экипаж, чел. |
4-5 |
Литература
- Вульфов А. Ту-104 // Авиация и космонавтика. - 2004. - №8. - С. 6-15.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 136-142.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1999. - №3. - С. 33-36.
- Ригмант В.Г. Родом из Дальней авиации: Пассажирские самолёты ОКБ А.Н.Туполева // Крылья Родины. - 2000. - №10. - С. 8-11.
- Унгер У. Ту-104: лидер реактивного века // Мир авиации. - 2004. - №1. - С. 16-40.
- Якубович Н.В. Первый реактивный пассажирский: Самолёт Ту-104 // Крылья Родины. - 1998. - №2. - С. 1-11.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника